Под конец года редакция «Вашего досуга» составляет два рейтинга самых интересных спектаклей Москвы и Петербурга. Первый — зрительский, выходит в начале января, и в нем мы анализируем, на какие спектакли чаще других покупали билеты, писали отзывы и просматривали анонсы наши читатели. Второй — редакционный, где мы приглашаем критиков и экспертов и стараемся вместе отметить не только популярные и кассовые истории, но и спектакли, которые продвинули театральное искусство вперед, вызвали дискуссии, но которые вы могли не заметить.
Мы не гарантируем, что все спектакли из рейтинга вам понравятся, но вы точно расширите свои представления о театре и вряд ли останетесь к ним равнодушными. И да, в обоих рейтингах мы отказались от онлайн-премьер и цифровых спектаклей, отобрав только те события, куда можно реально «сходить».
13 МЕСТО: «ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»
«Такой театр», Санкт-Петербург
Постановщики: Игорь Сергеев, Владимир Кузнецов (режиссеры) Анвар Гумаров (художник), Станислав Белозеров, Денис Гоголев (художники по костюмам), Дмитрий Мадера (саунд-дизайн)
Пьесы Ивана Вырыпаева, с одной стороны, наделены счастливой постановочной судьбой, и у зрителей почти всегда есть возможность для сравнения. С другой — его драматургия авторитарна и оставляет мало места для режиссерских поисков. Спектакль «Такого театра» — наглядная демонстрация того, как ограничения могут приводить к интересным решениям. Режиссеры Игорь Сергеев и Владимир Кузнецов нацелили на героев Вырыпаева объектив кинокамеры. Казалось бы, простой приём — поставить актера перед экраном, на котором показывают его же увеличенное изображение, но крупный план увеличил и то, что так тщательно скрывала пьеса за философскими монологами, — человеческие эмоции.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За умение малыми средствами создать напряжение в почти усыпляющей глади текста.
Для кого:
Для поклонников текстов Вырыпаева и тех зрителей, кому не нравится его режиссура. Спектакль не противоречит пьесе, но раскрывает ее не так, как сделал бы сам автор, чью режиссерскую версию «Иранской конференции» пару лет назад привозили на гастроли в Москву.
12 МЕСТО: «УНИВЕРСИТЕТ ПТИЦ»
«Театр взаимных действий», Москва
Постановщики: Шифра Каждан, Лёша Лобанов, Александра Мун, Ксения Перетрухина, Алексей Наджаров
Новый проект от создателей самых умных театральных «бродилок» посвящен птицам. «Университет птиц» — это иммерсивный саунд-спектакль в выставочном пространстве, где в качестве перформеров выступают музыканты, а предметом исследования становятся птицы. Зрители могут взглянуть на мир глазами пернатых и узнать много нового: какое место в культуре разных народов занимают птицы, как они взаимодействуют с людьми, как выживают, летают и «разговаривают».
Почему спектакль попал в рейтинг:
За затрагивание важных тем экологии, невербальных коммуникаций и постпандемических рефлексий в игровой форме разгадывания «птичьего языка».
Для кого:
Спектакль понравится взрослым и детям старшего возраста — всем, кому надоело сидеть в театральных креслах и хочется самостоятельности во взаимодействии с театром.
11 МЕСТО: «АНАЛЬНАЯ ОРГИЯ С УЧАСТИЕМ НЕВИДИМЫХ ЛЮДЕЙ ПОД ОРГАННУЮ МУЗЫКУ»
«Театр Алехандро Валенсио», Москва
Постановщики: Виталий Таныгин, невидимые люди
Психологический эксперимент на тему секса, неловкости и вечной славы от постановщиков, которые каждый год соревнуются сами с собой за звание «спектакля с самым неприличным названием». Зрители сидят друг напротив друга и следуют несложным инструкциям диктора. Инструкциям по приготовлению качественной анальной оргии. Без сцены. Без актёров. По крайней мере, видимых. В центре внимания — сами зрители и их реакция на всё происходящее. Нет, раздеваться не требуется. Но вступать в интимные контакты придется.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За возрождение культуры площадного балагана и умную сатиру на партиципаторные театральные практики.
Для кого:
Спектакль подойдет для совместного выхода с друзьями или коллегами, которые обычно в театральных залах скучают или спят. Постановщики призывают приходить на «оргию» немного «прибуханными». Важно: ценители настоящих анальных оргий, как и поклонники органной музыки, могут остаться разочарованными.
10 МЕСТО: «СНЕГУРОЧКА»
Театр на Таганке, Москва
Постановщики: Денис Азаров (режиссер), Алексей Трегубов (художник), Иван Кушнир (композитор), Максим Фомченков (художник по свету)
Снегурочка в Театре на Таганке — это история, где любимая дочь 1980-х угодила в жернова 1990-х, полюбила 2000-е и оказалось уничтоженной 2020-ми. Денис Азаров вывел из мелодраматичной сказки Островского метафору общества и времени. При помощи знакомого с детства сюжета режиссёр проводит зрителей сквозь четыре эпохи. Каждый герой на сцене глубоко пророс в свое время, и взаимодействие между ними — это не столько конфликты между персонажами, сколько конфликты между той или иной эпохой — конфликты, продолжающие мучить наше общество до сих пор.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За сильные и оригинальные художественные решения Алексея Трегубова, а также попытку театральным языком препарировать новейшую историю России.
Для кого:
Если на его «Снегурочку» приведут школьника для ознакомления с первоисточником, то он узнает не только содержание пьесы, но и поймет как менялась жизнь в стране за последние сорок лет, в какие диаметрально противоположные стороны бросало его бабушек, дедушек, мам, пап. Для взрослого человека «Снегурочка» станет путешествием по собственному прошлому.
9 МЕСТО: «ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ»
Кирилл Люкевич, Санкт-Петербург
«Человек в маске» — антипод буржуазного театра, создающего иллюзию беззубости искусства. Сайт-специфик проект о стрит-арте, который в то же время является «вербатимом граффитиста», предлагает побыть в «шкуре» художника, поэтому для зрителей, театр начинается не с вешалки, а с осознания последствий своего решения прийти на спектакль. Что эти слова означают на практике? Экскурсию по подворотням с элементами паркура, подсчет видеокамер и создание собственного арт-объекта, за который можно получить штраф. Да, в документальной истории вы получаете не только свою долю вовлеченности, но и возможные неприятности.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За то, что учит потребителя искусства задумываться о своей ответственности. Привыкнув воспринимать искусство как красивое интеллектуальное развлечение, мы забываем, что любое сопереживание — это риск, меняющий зрителя так же, как и художника. Даже утилитарное желание приобщится несет в себе опасность, которую надо не только осознавать, но и ценить.
Для кого:
Билеты на этот спектакль в театральной кассе не купишь. Квест «как попасть?» сразу отсеивает тех, кому он будет не интересен. Чтобы присоединятся к группе надо найти канал в инстаграме и написать личное сообщение автору для получения дальнейших инструкции.
8 МЕСТО: «ИСКАТЕЛИ ЖЕМЧУГА»
Большой театр, Москва
Постановщики: Владиславс Наставшевс (режиссери сценограф), Алексей Верещагин (дирижер), Елисей Косцов (художник по костюмам), Антон Стихин (художник по свету), Александр Рыбнов и Павел Сучков (хормейстеры)
Постановщики отказались от ориентальных мотивов и каких-либо визуальных аллюзий и попытались создать некое надбытовое измерение, максимально отвлеченное от конкретного времени и места действия. Это «чистое» пространство идеально для сакральной атмосферы, погружения в медитацию. На сцене – община, которая рассказывает историю (действие оперы разворачивается на фоне религиозных обрядов). Четыре главных героя – это тоже часть общины, часть ее первобытного сознания. Огромное значение в спектакле приобретает язык жеста. Каждое скупое движение наделяется особым смыслом, поворот головы – это событие. В основе хореографии – синхронный, формальный рисунок, а цвет и свет, их соотношение и взаимодействие задают смены настроения. Цель авторов — не иллюстрировать события, а дать возможность зрителю представить эту историю, совершив погружение внутрь себя.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За строгость оформления и чистоту интонаций одной из самых приторых романтических опер.
Для кого:
Спектакль понравится тем, ценит лаконичность жеста и не любит нагромождения декораций и густой населенности действия, а также тем, кто хочет ощутить себя вне времени и пространства.
7 МЕСТО: «РУССКАЯ КЛАССИКА»
Театр «Приют Комедианта», Санкт-Петербург
Постановщики: Дмитрий Волкострелов (режиссер-постановщик), Ксения Перетрухина (художник-постановщик), Алексей Лобанов (художник по костюмам), Илья Пашнин (художник по свету), Дмитрий Власик (композитор)
Самое трогательное в этом спектакле — первые минуты растерянности людей, родившихся в современной России, когда они сталкиваются с классикой и классиками, которые раньше для них были словно герои бестиария, хмурые дядьки с портретов в кабинете литературы. Это столкновение после разрыва. 70 советских лет нация прожила в агит-пропагандистом славакапэсэсном комиксе, оборвала связь с «классикой», и вот теперь молодые ребята на сцене ходят и освещают вспышками айфонов затхлые музейные кабинеты, не понимая, как в них жили и о чем думали. Экскурсоводом выступает роботизированный голос. Спасением становится попытка классику заново обжить. Как получится. Своими словами. Или вовсе без слов. С чистого листа, неловко и неуклюже вписаться в экспозицию.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За внушительную попытку миниатюрными средствами и приемами полуторачасового спектакля практически без слов не только охватить литературное наследие столетия от рождения Пушкина до смерти Чехова, но и создать абсолютно невоинственный манифест против российского ханжества.
Для кого:
Спектакль произведет сильное впечатление на тех, кто готов за полтора часа молчания понять о русской классике больше, чем за 10 лет средней школы.
6 МЕСТО: «ЛУННАЯ МАСЛЕНИЦА»
Театр на Малой Бронной, Москва
Постановщики: Филипп Григорьян (режиссер-постановщик, сценограф, художник по костюмам), Влада Помиркованая (сценограф, художник по костюмам), Анна Абалихина (хореограф)
Филипп Григорьян на основе текста Павла Пряжко создал в хорошем смысле слова хулиганский спектакль, подрывающий моральные устои юного поколения, но при этом приучающий детей к нешаблонному восприятию театра. История брата и сестры, отправившихся спасать родителей-супергероев из «лунного» плена в компании необычных спутников, напоминает сюжет «Синий птицы» Метерлинка, но это обманчивое ощущение, призванное усыпить внимание бдительных взрослых. Спектакль не сказочный, а скорее революционный и развенчивает ложные авторитеты, главный из которых — родители всегда правы. О том, что взрослые тоже имеют право на ошибку, младшему поколению принято не сообщать.
Почему спектакль попал в рейтинг:
Один из немногих спектаклей, который честно перешел от определения «детский» к «семейному», не сюсюкая с детьми и поражая взрослых безбашенной смелостью.
Для кого:
Трудно сказать, кто кого должен привести на этот спектакль, – взрослые детей или дети взрослых. В идеале, «Лунная масленица» — для семейного посещения, но те, кто любят яркие, ироничные и высоко художественные постановки, могут схитрить и пойти на него без детей.
5 МЕСТО: «ЛОЛИТА»
Мариинский театр, Санкт-Петербург
Постановщики: Слава Даубнерова (режиссер-постановщик), Сергей Неллер (дирижер), Борис Кудличка (художник-постановщик), Наталия Китамикадо (художник по костюмам), Даниэл Тесарж (художник по свету), Якуб Гуляс и Доминик Жижка (художники по свету)
Случилось. В Мариинском театре появился спектакль, куда пускают только совершеннолетних, могут потребовать предъявить паспорт. На сцене — подчинение, абъюз, оргазм, изнасилование и убийства — без запретов и табу. Со сцены звучит: «я страдаю от тесноты одежд», «я пытался напасть на пахучий след нимфетки», «я выкрал мёд оргазма», «я не легкая на передок штучка», а также реклама презервативов ecstasy. Все это сопровождается красивой музыкой Родиона Щедрина и упаковано в стильные декорации художника-постановщика Бориса Кудлички. Такая она, новая мариинская «Лолита». Изначально спектакль ставился совсем не для Мариинского театра. И даже не для России. Он шел в Праге. Дирижер Валерий Гергиев, который пристально следит за всеми исполнениями произведений Родиона Щедрина, эту постановку увидел и захотел такую же. Точнее ту же самую. Перенос назвали красивым словом «копродукция», хотя технически это полностью пражский спектакль (даже практически с тем же составом), просто теперь его показывают на Новой сцене Мариинского театра.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За качество выделки вплоть до мельчайших деталей, музыкальную постановку Сергея Неллера и бесстрашное низвержение ханжества завсегдатаев «главной оперной сцены страны».
Для кого:
Поразительно, но факт: несмотря на приведенные выше подробности, в спектакле нет ничего непристойного и эпатирующего. Обнаженное тело аккуратно прикрыто. Провокационные фразы — дословные цитаты из Набокова. Это спектакль свободных людей, затрагивающий актуальные проблемы подростковой сексуализации, домашнего насилия и токсичного замалчивания. Поэтому спектакль хочется смело рекомендовать даже детям старшего школьного возраста (хотя их и не пустят: строго 18+).
4 МЕСТО: «LOREM IPSUM»
Театр «Практика», Москва
Постановщики: Андрей Гордин, Яна Гладких, Нина Гусева, Сергей Карабань, Эмилия Кивелевич, Алиса Кретова, Алексей Мартынов, Алина Насибуллина, Игорь Титов (режиссёры), Екатерина Августеняк (драматург), Дмитрий Волкострелов (куратор), Ксения Перетрухина (художник), Шифра Каждан (художник по костюмам), Илья Паншин (художник по свету), Дмитрий Власик (саунд-дизайнер)
Девять режиссеров, курируемых Дмитрием Волкостреловым и Ксенией Перетрухиной, поставили спектакль-калейдоскоп, каждый раз собирающийся по-новому. Пьеса Екатерины Августеняк — каталог абракадабры, сгенерированной алгоритмом и разложенный по темам: «Бизнес и финансы», «Наука и техника», «Юмор и развлечение» и так далее. Каждый режиссер находит свой способ наполнить «текстовую рыбу» смыслом, через узнаваемые ситуации и интонации, а как сложится спектакль решают зрители, выбирая из каких именно отрывков будет собран их показ.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За успешный эксперимент со сложным текстом. Чем смелее работа драматурга, тем сложнее приходится постановщикам, а потом и залу, но в данном случае авторы спектакля сделали все, чтобы зрителю было легко и интересно, не упрощая исходный материал и придуманную форму.
Для кого:
Для тех, кто смотрит умные комедии, следит за творчеством Брусникинцев и любит лаконичную, но точную сценографию Ксении Перетрухиной.
3 МЕСТО: «КНИГА СЕРАФИМА»
Электротеатр Станиславский, Москва
Постановщики: Александр Белоусов (композитор и режиссёр), Ася Мухина (художник), Арина Зверева (музыкальный руководитель), Александра Конникова (хореограф), Алексей Наумов (художник по свету), Олег Макаров (саунд-дизайнер), Леонид Именных (live-electronics)
Премьера этого спектакля прошла без должного шума, но вышла крайне интересной. Опера Александра Белоусова основана на «Книге Серафима» по «Книге Тэль» Уильяма Блэйка и главе «У Тихона» из романа Федора Достоевского «Бесы». Поэзия безумия встретилась с философией зла и родился новый, очень человечный и любопытно организованный музыкальный спектакль, испытывающий этику разными формами девиации. Добавляет к воздействию спектакля и то, насколько хорошо он исполнен солистами ансамбля N'Caged и приглашенной (вокально особенно впечатляющей) Светланой Мамрешевой под музыкальным руководством Арины Зверевой. Сложно описывать исполнение эпитетами, отличными от «безупречное». Акустическое пространство и особая игра со зрителями требуют очень тонкой настройки и аккуратного существования. Все нюансы проработаны, каждый вдох — часть партитуры. Даже не верится, что опера, настолько радушная к «широкому зрителю», может так тонко работать с подобными эфемерными материями. Особого упоминания заслуживает хореографическая линия в исполнении Екатерины Андреевой, которая на протяжении всего спектакля воплощает в себе наивность и беззащитность детского в человеке.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За сочетание двух противоположных форм восторга — пугающего и восхищающего. Как говорил сам Блейк: «Движение возникает из противоположностей. Влечение и Отвращение, Мысль и Действие, Любовь и Ненависть — необходимы для бытия Человека. Противоположность создают то, что верующие называют Добром и Злом. Добро пассивно и подчиняется Мысли. Зло активно и проистекает от Действия. Добро — это Рай. Зло — это Ад... Бог будет вечно казнить Человека за Действие... Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой. Действие — Вечный Восторг».
Для кого:
Это современная опера, которую смело можно рекомендовать всем. Здесь нет сложных для восприятия конструктов, как нет морализаторства и догматизма.
2 МЕСТО: «СВЯЩЕННЫЙ ТАЛИСМАН»
Театр Предмета и Еврейский музей, Москва
Постановщики: Михаил Плутахин (режиссер, автор инсценировки), Илья Юдович (автор инсценировки, художник-постановщик), Ольга Галицкая (художник-постановщик) Петр Волков и Лия Чечик (идея), Дарья Вяткина, Егор Головырин, Руслан Земсков, Юлия Кривошеина (художники), Илья Шаров (композитор), Дмитрий Соболев. Александр Романов (видехудожники), Александр Кузьмин (оператор-постановщик)
Театра Предмета говорит на языке, который сложнее чем тот, что укладывается в слова. «Священный талисман» — это рукотворный мир из тревожных образов и чужих воспоминаний. Он напрямую обращается к подсознанию зрителя, поэтому, не прикасаясь, вы его осязаете, дополняете запахами и узнаете. Как будто видели и тающий замок, и подскакивающие катушки ниток, и белую козочку. То, что спектакль существует одновременно в двух измерениях, как мультфильм на большом экране и как живое действие на сцене размером с письменный стол, только усиливает иллюзию забытого воспоминания.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За расширение границ не только драматического театра, но и приемов театра предмета, который и без того скорее исключение, чем норма в нашем театральном ландшафте.
Для кого:
Можно смело рекомендовать любому зрителю, готовому принять тот факт, что в театре слова не обязательны.
1 МЕСТО: «НАНА»
Александринский театр, Санкт-Петербург
Постановщики: Андрий Жолдак (режиссер-постановщик, художник-постановщик, световое оформление, сценарий), Даниль Жолдак (художник-постановщик, видео-оформление), Симон Мачабели (художник по костюмам), Сергей Патраманский (музыкальное оформление)
«Нана» в постановке Андрия Жолдака может шокировать безжалостным натурализмом. Взяв за основу миф о святой проститутке, продающей тело, но при этом сохраняющей чистоту души, режиссер рассказывает его инверсивно, ломая пустую девочку-куклу и из множественных переломов, как из кусочков мозаики, конструируя ее внутренний мир. Жолдак не первый раз обращается к теме женской мифологии и созданным на ее основе стереотипам, безжалостно отправляя своих исполнительниц исследовать границы возможного прямо на сцене. Исполнительница главной роли, Анна Блинова, в спектакле Жолдака работает на износ, проходя на сцене страшный путь очеловечивания через саморазрушения. Три часа, прожитых вместе с ней, встряхнут даже самого «толстокожего» зрителя.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За сильное эмоциональное потрясение, которое все еще можно получить в театре. Жолдаку удается убедить зрителя в своей предсказуемой непредсказуемости, обещать сны и фантазии, а в итоге показать сцену самоизносилования ножкой стула, заставляя при этом смотреть не на орудие пытки, а в глаза героине, воспринимая ее аутоагрессию, как личную боль.
Для кого:
Спектакль, который невозможно рекомендовать кому-то конкретно, но хочется показать всем. У каждого есть внутренние демоны, а Жолдак знакомит нас с ними. «Алиса, это пудинг. Пудинг, это Алиса» — таким способом деактивируется взрывной механизм.