В конце прошлого года мы опубликовали 13 самых интересных спектаклей 2020 года по мнению редакции «Вашего досуга». Как любой рейтинг, он вызвал много агрессии, обид и интереса. Но, пожалуй, самое интересное — это выбор зрителей. В нашем случае — наших читателей. Мы изучили, анонсы каких спектаклей получили больше всего просмотров, отзывов и в первую очередь оценок пользователей (далеко не всегда положительных, ведь, как известно, спектакль, за который проголосовали тысячи человек, пусть даже часть из них поставили низший балл, — гораздо ценнее, чем спектакли, где 5 сотрудников театра и их друзья дружно поставили высшую оценку). Итак, читатели «Вашего досуга» запомнили ушедший 2020 год следующими спектаклями.

13 МЕСТО: «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» (Театр им. Вл. Маяковского)

На театральной сцене почти отсутствует хоррор. Когда режиссер хочет напугать, ему достаточно обратится к утренним газетам, но от такого, настоящего кошмара зритель давно научился отгораживаться. Поэтому триллер в театре — редкость, и Миндаугас Карбаускис делает почти невозможное, транслируя в зал обыкновенный, животный ужас.На первый взгляд, пьеса Томаса Бернхарда лишена внутреннего напряжения. Это еще одна история из газет, причем сорокалетней давности, о судье из Штутгарта, оказавшегося нацистским преступником. Сюжет прост — две сестры и брат тайно празднуют день рождения Гиммлера спустя тридцать лет после победы над фашизмом. Ничего откровенно пугающего на сцене не происходит, и даже шокирующие секреты переданы лишь намеками. При этом недосказанность и тревога в камерном пространстве ощущается так, словно зрителей пустили по минному полю и одна из неразорвавшихся бомб вот-вот сработает.

12 МЕСТО: «И НИКОГО НЕ СТАЛО» (Театр Олега Табакова)

«И никого не стало» в постановке Владимира Машкова — это классический детектив Агаты Кристи, переданный со сказочным масштабом. Готическая атмосфера и слаженный актерский ансамбль создают то «дорого, богато и со смыслом», за которым многим хочется идти в театр. Чтобы узнаваемо, но не как в жизни, со страстями, но и призрачной надеждой на хороший финал.

11 МЕСТО: «БЕСЫ» (Театр на Малой Бронной)

По версии Богомолова Ставрогин — больше не антихрист, как давно договорились литературоведы. Во время недавних визитов в Грецию (где режиссер как раз ставил «Бесов» Достоевского), он узнал, что с греческого «ставрос» переводится как «крест», и придумал, что Ставрогин именно что Христос. Эта идея особенно любопытна, учитывая, что Ставрогина в новом спектакле играет женщина, актриса Елена Морозова. Так режиссер подчеркивает женственную суть героя, а заодно и обнуляет его образ до уровня носителя идеи. Христос-женщина, что может быть более подходящим веку «гендерной флюидности»? Правда, придется смириться, что «Бесы» — это набор штампов из Богомолова. Но так уж устроен сам роман: меньше всего места в нем отводится художественности. Главное — идея. Наверняка, спектакль вызовет негодования по поводу «самого слабого, самого нехудожественного» спектакля Богомолова, но именно эти эпитеты обращали и непосредственно к произведению Достоевского — произведению скорее идейного, чем художественного плана. 

10 МЕСТО: «СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ» (Современник)

Считается, что хороший актер может и телефонный справочник сыграть гениально. «Собрание сочинений» доказывает, что эта расхожее убеждение — чистая правда. Особенно когда за «справочник» берется целая команда с новым художественным руководителем во главе. Сентиментальный сюжет Евгения Гришковца у Виктора Рыжакова обрастает живыми характерами, герои перестают быть шаблонными, и актерская работа Марины Нееловой запоминается надолго.

9 МЕСТО: «ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ» (Гоголь-центр)

Антон Федоров поставил роман, которым переболело почти все читающие население. На страницах книги Андрея Сальникова описывается быт самой обычной семьи, но через призму сопутствующего заболеванию спутанного сознания. Состояние «температуры под сорок градусов» режиссеру удалось передать в спектакле. Настоящее и прошлое, правда и фантазия смешиваются в салоне автобуса, путешествующего из неизвестно откуда в непонятно куда. Спустя год «Петровы в гриппе» выглядят случайным, но метким пророчеством. Гриппозный бред, преломляющий действительность под фантастическим углом, похож на то, что пережило население земли, наблюдая, как их жизнь искривляется под влиянием эпидемии.

8 МЕСТО: «НОЯБРЬ» (Электротеатр Станиславский)

Ксения Перетрухина и Борис Павлович воздали должное благородному явлению скуки. Многие театральные обыватели крайне боятся попасть на «скучный» спектакль. Людям в принципе свойственно избегать скуки. Нам нравится верить, что жизнь состоит из сильных и ярких эмоций, а паузы между ними — лишь незначительный процесс ожидания. Но что, если нет? Что, если именно эти «моменты скучания» — самое ценное? Что, если они — возможность понять, о чем, по чему и по кому ты скучаешь? Что, если именно из этих «встреч с собой наедине» складывается жизнь? И бытовые, монотонные, повторяющиеся действия — не просто рутина, а изящный, полный приятных мелочей, красивых деталей и памятных нюансов ритуал? Именно над этими вопросами предлагает задуматься «Ноябрь», главные «роли» в котором исполняют музыканты группы «Мегаполис».

7 МЕСТО: «LЁ ТАРТЮФ. КОМЕДИЯ» (Театр на Таганке)

Текст Мольера в спектакле Юрия Муравицкого звучит практически полностью, но важно то, как именно он подается. У каждого героя свой неповторимый флоу, крикливый, по площадному атакующий, но  при этом гипнотически мелодичный. Любой акцент в речи не просто смешит смыслом, он даже звучит смешно. Причем юмор на разные поколения работает по-разному. Кого будоражит рэп-читка, кого — романс, а кого — классическая театральная декламация. В итоге, получается, пожалуй, самая смешная комедия в театре за последние годы, где вне зависимости от возраста и культурных предпочтений зал дружно хохочет, заражая друг друга новой волной смеха. При том, что спектакль все же в первую очередь молодежный. Зрителям от 15 до 30 лет хочется пожелать отложить контроллер приставки, свернуть вкладки на youtube, отбросить мечты о карьере stand-up комика и на три часа отправиться на Таганку. Редко театральный режиссер понимает, что конкурирует за зрителя не с академическими театрами, а с медиа средой, компьютерными играми и late night show.

6 МЕСТО: «ЗАГНАННЫХ ЛОШАДЕЙ ПРИСТРЕЛИВАЮТ, НЕ ПРАВДА ЛИ?»  (Центр драматургии и режиссуры)

Сложно представить, кто бы мог лучше справится с книгой Хораса МакКоя, чем Владимир Панков. Описанный в романе изнуряющий танцевальный марафон очень близок его режиссёрскому стилю и жанру «саундрамы», в которых музыка, во всех ее проявлениях подстегивает драматизм ситуации. Постановки Панкова — это эмоциональный всплеск, доводящий до полного изможения. Именно так можно описать историю героев МакКоя, пытающихся изменить свою жизнь на пределе человеческих сил. Благодаря танцам, поставленным Екатериной Кисловой, спектакль стал настоящим синтезом хореографии и драмы.  

5 МЕСТО: «СЫН» (Российский академический Молодежный театр)

Спектакли Юрия Бутусова неизменно приковывают зрительское внимания и вызывают много вопросов, поиск ответов на которые — неизменная часть зрительского удовольствия от общения с работами режиссера. Одна из загадок «Сына» — это выбор главного героя Николя. На роль подростка, погружающегося в депрессию, режиссер пригласил титулованного актера — Евгения Редько. На сцене Николя оказывается старше своего отца, Александра Девятьярова, но возраст и опыт наиболее точно отражают внутренние состояния молодого человека, потерявшего ключ к миру и готового отказаться открывать его.

4 МЕСТО: «ВСЕ ТУТ» (Школа современной пьесы)

Помните фразу из «Обыкновенного чуда»: «Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала»? Дмитрий Крымов — тоже волшебник, и «Наш городок» он ставит сразу в двух театральных измерениях. Первое буквальное — это спектакль, который происходит здесь и сейчас. Второе — подлинное, его подоплека. На деле, в основе постановки — не пьеса Уайлдера, а личное вспоминание режиссера, когда-то смотревшего «Наш городок» вместе  с родителями. Теперь герои оживают для того, чтобы режиссер рассказал о собственной семье, отце, Анатолии Эфросе, матери, Наталье Крымовой, и чудо происходит, потому что в любовь, связанную с реальными людьми, легко верить и ее можно разделить.

3 МЕСТО: «САДКО» (Большой театр)

Все семь картин оперы-былины Черняков воспроизводит дотошно и скрупулезно. Он играет с реальными картинами, созданными художниками разных лет для этой оперы — от Ивана Билибина, Константина Коровина и до Николая Рериха. Фирменная режиссерская надстройка сюжета задается как рама для этих картин — несколько минут в начале и несколько в конце. В середине — почти три часа того, что так любит публика Исторической сцены Большого театра — фальшак, подделка, шелка, исторические мизансцены и исторические костюмы. Решение выглядит, как троллинг. Не самые внимательные зрители могут вовсе не понять, что это не историческая постановка, а остросоциальное и актуальное режиссерское высказывание.

2 МЕСТО: «МОЛЛИ СУИНИ» (Мастерская Петра Фоменко)

Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп. Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой. Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются.

1 МЕСТО: «ГОРБАЧЕВ» (Театр Наций)

Спектакль «Горбачев» Алвиса Херманиса в Театре Наций уже стал самым обсуждаемым культурным событием конца 2020 года. Билеты на него достать порой сложнее, чем на новогоднего «Щелкунчика» в Большой театр, несмотря на то, что многих название отпугивает. Однако, «Горбачев» — спектакль, где политика сознательно игнорируется, но вместе с тем Херманис принимает очень важное эстетически-политическое решение — он показывает со сцены современным жителям России правителя, который не опьянел от власти, который не держался за нее любыми средствами. Это спектакль о власти с человеческим лицом. Президенте, который был женат не на СССР, не на стране, а женат на своей жене. И его человеческий выбор намного сильнее страха слабых потерять власть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: