XV Чеховский фестиваль стал первым масштабным международным театральным фестивалем в России после ковидных ограничений. И символично открылся ораторией Йозефа Гайдна «Сотворение мира» в постановке испанского режиссера Карлуша Падриссы, выполненной совместно с известной театральной кампанией «Фура дель Бауш». Прославление света, Создателя и первых людей встретилось с аквариумом, планшетами, видеопроекцией и внушительным 36-метровым краном. Символизма премьере добавил и тот факт, что спектакль монтировали ровно 6 дней, а первое исполнение как раз пришлось на седьмой. Впечатлениями от спектакля делится шеф-редактор «Вашего досуга» Inner Emigrant.
- 1. Элитарное народное
- 2. Библейская теория «Большого взрыва»
- 3. Первый среди равных
- 4. Прельстительные трели
Элитарное народное
Пожалуй, главная заслуга зрелищного подхода Карлуша Падриссы к оратории Гайдна, которую крайне редко обличают в сценическую форму, привычно исполняя ее в концертном варианте, это то, с какой лёгкостью режиссер трансформирует элитарное искусство в массовое. 36-метровый кран, на котором «летают» солисты, десятки хористов с планшетами в руках, гигантские воздушные шары, аквариум с погружающимися в воду исполнителями и, конечно, непрекращающийся калейдоскоп видеомаппинга. И вот уже сложная немецкоязычная оратория, которую венский исследователь творчества Гайдна Леопольд Новак метко окрестил «живописной книгой в картинках для взрослых и детей», воспринимается как внушительное уличное шоу, предназначенное не для сотни ценителей академической музыки, а совершенно для всех. Получился буквально спектакль «в картинках для взрослых и детей». Но, делая упор на визуальное «шоу», Падрисса не стремится устроить «музыкальный аттракцион», ограничивая цветовую гамму вакуумной тьмой и редкими проблесками света, и благодаря лаконичному использованию машинерии.
Библейская теория «Большого взрыва»
В простой к усвоение постановке режиссер сделал сложный ход: столкнул христианские предания с научными теориями. Оратория Гайдна — это 34 номера, где последовательно воплощен сверхъестественный и таинственный акт творения, где выражается изумление перед величием и многообразием мироздания, благодарность Творцу и радостное прославление жизни: солнца и вод, птиц и зверей, первой человеческой семьи, живущей в мире и любви. Не меняя текста, Карлуш Падрисса одними проекциями расширяет библейский нарратив. Звучит «Да будет свет"», и на масштабных декорациях появляется информация о случившемся «Большом взрыве», давшем начало всему живому. У Гайдна Творец продолжает свой акт, а на планшетах солистов хора начинает выстраивается цепочка ДНК. Как шутливо заметил сам режиссер, даже в оригинальном написании фамилии Haydn (Гайдн) из пяти букв уже заложены нужные три — DNA (ДНК).
По сути Падрисса выступает в этом спектакле философом, на плечи которых веками ложилась задача сохранять баланс между наукой и религией. Богатым визуальным оформлением режиссер привлекает самую широкую аудиторию и, не требуя от нее знания партитуры и интереса к музыке, предлагает просто хорошо провести время. А взамен погружает публику в сложное поле, где сталкивается библейский Генезис и научная концепция происхождения мира.
Первый среди равных
Не менее интересно развитие столкновения отношения «духовной» и «научной» сфер — в тексте оратории начинают возникать строчки из Псалмов. Первые люди Адам и Ева прославляют Создателя. А Падрисса буквально начинает общаться с залом появляющимися на декорации лозунгами о важности равных возможностей, о проблемах миграции, подчеркивая, что мы произошли от одних и тех же предков, и каждый сегодня — первый среди равных. И вот уже темы кризиса, глобализации и потери идентичности возникают на фоне безмятежного счастья на прекрасной земле. Безусловно, лозунги о миграции, идентичности и глобализации — атрибут гуманитарного знания «вчерашнего дня», но не будем забывать, что подобный дискурс режиссер предлагает не научному сообществу, а массовому потребителю искусства, привлеченному зрелищными картинками.
Прельстительные трели
Одним из главных героев постановки стал Государственного академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова. Под управлением дирижера Хавьера Улисеса Иллана их «Сотворение мира» размеренно разворачивается с блуждающими томительными хроматическими гармониями, диссонансами, сопоставлениями форте и пиано. Резкие переходы от богато оркестрованного симфонизма к камерным речитативами звучат без зазоров. Оказавшись в условиях визуально насыщенной иллюстративной режиссуры оркестр нисколько не превратился в аккомпанемент к шоу, сохраняя за собой главную роль «Творца нового мира».
Сильный голос тенора Довлета Нургельдыева придал авторитет его изображению ангела Уриила. Баритон Тони Марсоль, выступивший сначала в роли ангела Рафаила, а затем и Адама, эффектно играл голосом, не взирая на требующиеся от него трансформации. А пережить ему предстояло многое — то петь, подвешенным на высоте, то, «захлебываясь» в аквариуме — а после предстать чистым и прозрачным «первым человеком», словно предыдущих «испытаний» и не было. Сопрано Альба Фернандес Кано, сначала в роли ангела Гавриила, а затем — Евы, наполнила мелодичные арии Гайдна сочным голосом. Ей также предстояло пережить погружение в аквариум и несколько спусков и подъемов на кране. Требовательная сценография нисколько не помешала ее чистому и прозрачному звуку.
«Сотворение мира» в России случилось. Остается только надеяться, что «новый мир» усвоит затронутые простые истины о важности равных возможностей и уважении к чужой идентичности, даже если она заметно отличается от твоей.