В московской программе Чеховского фестиваля 2021 года собраны лучшие постановки последних лет, которые легко включаются в международный контекст. Конечно, эти спектакли можно увидеть не только в дни фестиваля, но опереться на выбор экспертов может быть полезно. Редакция «Вашего досуга» предлагает навигацию в море московских событий.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
Музыкальные спектакли в программе очень разноплановы. Это и страшно-смешная и вызывающе ироничная комедия Олега Глушкова со множеством трюков и спецэффектов «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Это и саунд-драма Владимира Панкова «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» с изматывающей драматических артистов хореографией и красивым вокалом. Это и относительно классический спектакль в МАМТе «Джордж Баланчин / Шарон Эяль / Акрам Хан». И, конечно, мы ждём «Чайку» в Большом от тандема постановщиков «Нуреева» и «Героя нашего времени»: композитора Ильи Демуцкого и хореографа Юрия Посохова (разве что режиссёра Кирилла Серебренникова заменит Александр Молочников). Серебренников же в компании Кукушкина, Айду и Барменкова поставил в «Гоголь-центре» «Человека без имени», для которого специально собрали диковинные пианино.
ПРЕМЬЕРЫ ДМИТРИЯ КРЫМОВА
Когда-то Дмитрий Крымов с родителями — режиссером Анатолием Эфросом и критиком Натальей Крымовой — ходил на спектакль «Наш городок», привезенный американским театром в Москву. Эти воспоминания легли в основу спектакля «Все тут», в котором режиссёр лирично благодарит своё прошлое. Премьера «Костика» намечена на июнь 2021 года. Она расскажет о герое чеховской «Чайки», который, как говорит Крымов: «Написал пьесу про людей, львов, орлов и куропаток, хотел порадовать маму. А ей не понравилось...».
ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИКА
Режиссер Алексей Бородин в спектакле «Горе от ума» даёт грибоедовскому тексту оставаться свободным и злободневным. Нина Чусова в «Ричарде III» перекладывает шекспировские страсти на современный лад. Сергей Женовач ставит в МХТ булгаковский «Бег», а в СТИ хулиганит в спектакле по Даниилу Хармсу «Старуха». В Ленкоме Александр Лазарев аккуратно восстанавливает знаменитый спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва». В Мастерской Фоменко «играют в людей» в спектакле Евгения Каменьковича «Доктор Живаго».
АКТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР
Театр Наций в рамках Чеховского фестиваля покажет сразу два кассовых спектакля, посвященных теме политического гуманизма. В «Иранской конференции» Виктора Рыжакова представители мировой интеллектуальной элиты собираются обсудить нарушение прав и свобод человека, казни, пытки и военные конфликты на Ближнем Востоке. Постепенно вопросы о том, кто виноват в происходящем, сменяются размышлениями о человеке и смысле жизни. А в постановке Алвиса Херманиса «Горбачев» политика — лишь исторический фон, на котором развиваются взаимоотношения супружеской пары влюбленных Горбачевых.
СЕМЕЙНЫЕ СТРАСТИ
Юрий Бутусов поставил спектакль «Сын» по пьесе Зеллера, того самого, что снял фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Он о подростке, переживающем развод родителей, приводящий к катастрофе. Евгений Писарев в «Ложных признаниях» разбирается, может ли любовь распутать клубок неловких недоразумений и психологических манипуляций. Кама Гинкас в спектакле «Где мой дом» выясняет, что же это за самое главное место, где тебя ждут и любят.