Очень даже может быть, что этот театр самый необычный в столице. Для того, чтобы попасть в плен его обаяния нужно проделать недлинный путь из центра города и неспешно прогуляться по аллее до обычного московского жилого дома номер 125. По правой стороне дороги блестит куполами красная пряничная церковь Архангела Михаила. Отчего она кажется такой знакомой? «Каждый год 31 декабря мы...» видим ее в культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Фильм всего на два года старше театра, который несколько лет спустя обосновался в подвале дома, тоже ставшего героем новогодней кинокартины.
Странное название Театр на Юго-Западе — длинное, неброское, похожее на обозначение окраинного столичного района. Исторически оно самое верное, ведь именно так все и случилось: театр создавался молодыми энтузиастами с московских окраин. Для него не понадобился старинный особняк или пафосное здание в классическом архитектурном стиле, не чертили проект и не руководили строительством известные зодчие, не собирали бригад каменщиков и плотников. Хватило подвала в обыкновенном доме типовой серии, вулканического запала энергии и желания творить. Уникальный театр, построенный теми, кто впоследствии ставил и играл на этой рукотворной сцене.
Театр на Юго-Западе называют «Планетой Беляковича». Валерий Романович Белякович был наделен совершенно мистическим даром смотреть на мир не так, как другие и умением вовлечь в этот свой особый мир окружающих. Наверное, именно таким качеством и должен обладать режиссер. Однако трудно найти детство менее всего сопутствующее подобному становлению. В детские годы будущего театрального деятеля не окружали ни книги, ни театр, ни представители какого-либо вида искусства. Талант в него словно вдохнули небеса — однажды и навсегда. Своей внезапно возникшей страстью к сцене, пылом и горением Белякович заразил ровесников и соратников, и все вместе они вышли в длительное плавание под парусами юго-западной каравеллы. Об этом написано много и даровито, но, чтобы захотелось прочитать историю маленького театра, нужно прийти туда хотя бы раз и навсегда проникнуться его необъяснимой колдовской аурой.
ВРБ (так по-домашнему называли худрука в театре) мечтал о театре простом и доступном для каждого. Он хотел сделать его настоящим домом-семьей для сотрудников и зрителей. В первые годы существования театр превратился в место паломничества продвинутой технической и творческой интеллигенции. Для того, чтобы попасть в этот тесный, пропитанный вдохновением создателей подвал, люди днями стояли в очереди и ночевали прямо на сцене. «Дом, так дом» — решили в театре и пускали погреться и отоспаться перед битвой за билетик каждого желающего. Теперь первые почитатели, навеки влюбленные в уютную и теплую атмосферу театра под московской многоэтажкой, приводят сюда детей и внуков.
С тех пор прошло 44 года. Скоро пять лет, как не стало народного артиста РФ Валерия Романовича Беляковича, вдохновителя и прародителя прославленной сцены. Его фантасмагорические спектакли сбивали с ног, на два-три часа извлекали зрителей из действительности и переносили в иное пространство, выстроенное гением Беляковича. В этом пространстве наотмашь било все: свет, цвет, музыка, движение, энергия стремящейся ввысь ракеты. В его театральных творениях нет вычурности, академизма или зауми. Они сделаны на основе выразительных средств, придуманных самим автором. Для того, чтобы существовать в этих ярких и динамичных спектаклях актерам нужны специальные знания и навыки, поэтому появилась и «Школа Беляковича», в которой он воспитывал универсальных исполнителей своих творческих задач.
Спектакли Валерия Романовича в театре берегут, как драгоценность, как достояние. Любой из них может стать началом большой любви к Юго-Западу. Стоит прийти туда однажды и увидеть «Мастера и Маргариту», «Гамлета», «Сон в летнюю ночь», «Вальпургиеву ночь», «Чайку», «Дракулу», «Макбета» и все, что оставил нам в наследство ВРБ, и желание приходить сюда и вдохновляться этим волнующим душу искусством стает неистребимым.
Главное творение Мастера, его театр, продолжает жить и наполнять репертуар новыми постановками. Вслед за ВРБ в режиссерское кресло сели его ближайшие ученики и последователи: Олег Леушин, Олег Анищенко, Максим Лакомкин. Они не доверяют свою сцену никому. Они трепетно сохраняют своеобразие и почерк создателя, стараясь вложить в каждый новый спектакль свою самобытность, собственный взгляд, душу и сердце. «Игроки», «Зойкина квартира», «Кабала святош», «Zoofellini», «Циники» и многие другие постановки жемчужинками нанизываются на нить репертуара, продолжая дело, начатое 44 года тому назад.
26 мая, в день рождения Театра на Юго-Западе на его сцене абсолютный шедевр Беляковича — «Баба Шанель». Спектакль-слезы, спектакль-смех, спектакль-свет, визитная карточка театра, который не способны сломить ни горе, ни кризис, ни пандемия, ведь число его друзей и поклонников неуклонно прирастает любовью.
Автор статьи: Дарья Евдочук