С 1 по 5 июня на Чеховском фестивале проходят показы постановки «Танго после заката». Знаменитая компания Хермана Корнехо привезла из Аргентины свою главную постановку. Впечатлениями поделился Макс Ломаев.
В зале только-только погасили свет. Последние зрители неуверенно пробираются к своим местам, слышны шепот и покашливание. Вдруг уверенно и торжественно вступает оркестр, а на сцене появляется ведущая в ослепительном платье, сплошь ушитом блестками. «Добрый вечер! Добро пожаловать в Буэнос-Айрес!». Она рассказывает о том, что после заката город утопает в танцах, его захлёстывает энергия музыки и любви. Пока зрители слушают речь и в спешке выключают телефоны, на сцене уже появляются 10 танцоров компании Хермана Корнехо, включая самого хореографа. Постановка подхватывает зрителей с первых секунд, не давая возможности опомниться, и сразу поглощает музыкой, танцем и атмосферой ночного Бэнос-Айреса.
Сразу становится понятно: это красочное, прекрасно поставленное шоу. Не стоит ждать сюжетных конфликтов и нарратива — можно расслабиться и получать удовольствие. В этой честности «Танго после заката» очаровывает: перефразируя известное видео, «У нас была цель, и мы ее придерживались». Цель постановки — дать зрителю эмоцию, погрузить его в утрированную художественную атмосферу ночной столицы танго, позволить вдохнуть аргентинский воздух — густой, пропитанный табаком и музыкой, а порой чистый и свежий кислород, привезенный в Москву командой танцоров.
Несмотря на то, что вся постановка — большое шоу, его интонация отнюдь не постоянна. Не все номера пропитаны роскошью и размахом: все начинается будто в просторном зале, потом перемещается в тесный кабак, где играет старый пианист, посвятивший жизнь музыке танго, затем мы наблюдаем на улице влюбленную пару, а в окне напротив — случайно замечаем ссору и примирение. Эти переходы никак не обозначаются декорациями: только светом (за него отвечает Мариус Арнольд-Кларк), костюмами и танцем. Первый пункт заслуживает особого внимания — свет становится самостоятельным элементом спектакля, он то подсвечивает всю сцену, то выделяет отдельные пары. Порой переключается на музыкантов, вовлекая в их постановку: вот подсвечен весь оркестр, и он становится частью ландшафта, а мгновением позже в луче видно только пианиста. Пространство то расширяется до пределов улицы, то смыкается до небольшого кабака, проводя зрителей по лабиринтам аргентинской столицы.
Спектакль обращен к публике, но неизбежно возникает дух вуайеризма: нам дали возможность подсмотреть за бурной жизнью мегаполиса в другом конце земного шара, приоткрыть занавес в пестрый мир страсти и танго. А, как мы знаем, нет ничего интереснее подглядывания, пусть и разрешенного: этим шоу пленит еще больше, заставляет жадно впитывать каждый номер, каждое движение.
Разумеется, главное, чем дышит «Танго после заката» — это танец. Пожалуй, излишним будет рассыпаться в похвалах чемпионам мира по танго. Компания Хермана Корнехо, в которую входят Хисела Галеасси, Камила Алегре, Эсекиэль Лопес, Мариано Балоис, Ноэлия Пиццо, Мануэла Росси, Николас Скелль, Микаэла Спина и Матиас Видони не случайно снискала мировую славу лучших танцовщиков танго. Высочайшая техника и скорость дополняется сложными поддержками и химией, возникающей в парах во время танца. Есть и необычные сочетания: номер, в котором танцуют только мужчины, или история взаимоотношений девушки и двух партнеров. Танго родилось как зарисовка на человеческие отношения, и в хореографии Хермана Корнехо сохранило этот накал: драматический конфликт будто изъяли из тела спектакля и полностью поместили в танец. Отсутствие сквозного сюжета окупается нарративом внутри номеров, где читаются мотивы от супружеской ссоры до неожиданной влюбленности.
Оркестр играет то традиционные для танго мотивы, то вдруг возникают свинговые зарисовки, а в конце музыканты дарят соло на своих инструментах. Смелые решения и сложносочиненные композиции служат не только танцорам: они сами по себе воплощают противоречивый и накаленный дух Буэнос-Айреса, становятся частью этого феерического шоу.