С 13 по 18 июня на Чеховском фестивале прошли показы «Фолии» Мурада Мезурки. Французский хореограф, прославившийся на весь мир театрализацией хип-хопа, на этот раз столкнул уличные танцы с барочным жанром.
Фолия — простая мелодия эпохи барокко, которая в свое время пользовалась бешеной популярностью. Она родилась на улицах, а позже нашла себе место и в профессиональной музыке — ей вдохновлялись Вивальди, Бах, Бетховен, Рахманинов и множество других композиторов. Сейчас самым близким к фолии жанром является хип-хоп: уличный стиль, обретший миллионы фанатов по всему миру и отвоевавший себе место в серьезной музыкальной индустрии. По крайней мере, такую параллель, проходящую через века, увидел французский хореограф Мурад Мерзуки, благодаря чему на свет родилась «Фолия».
Французский хореограф Мурад Мерзуки — один из отцов театрального хип-хопа. С семи лет он обучался в цирковой школе, а в 15 лет увлекся уличными танцами. Однако он пошел дальше, и стал экспериментировать со смешениями жанров и театрализацией хип-хопа. В итоге Мерзуки нашел свой стиль, для которого характерны синтез жанров, необычные пространственные решения и исследования границ танцевального. Все это воплотилось и в «Фолии».
Хореограф вместе с компанией Kafig смогли срастить и примирить в рамках постановки два, казалось бы, противоположных жанра. Параллель, которую проводит Мерзуки между фолией и хип-хопом, отражается не только в пресс-релизе, но и во всей пластике спектакля. Танцевальные стили не противоречат друг другу, не кажутся наспех склееными скотчем: это органичное сосуществование, в каждом моменте которого запечатлена фантазия режиссера и талант танцоров.
Спектакль начинается безмятежно, в атмосфере транса. По сцене разбросано несколько гигантских шаров: это планеты, среди которых выделяется знакомый шарик зелено-голубого окраса. Позже он станет идейным зерном постановки: играя с Землей, танцоры постепенно разрушают ее. Отсутствие пиетета переходит в прямое пренебрежение, и в результате шар лопается в облаке пыли: доигрались. Таким образом, помимо чисто танцевальной эстетики «Фолия» затрагивает и глобальные проблемы, а главное — находит для этого выразительные образы и пластические средства.
Отдельно стоит отметить танец: он безупречен. От традиционных для хип-хопа трюков и вращений до момента, когда на сцене появляются танцовщицы в пуантах одновременно с артистом хип-хопа, постановка пронизана талантом танцоров и чувством органики. Смешивая свой коктейль, Мерзуки точно определяет пропорции на глаз, а талант исполнителей вызывает чувство единства. Создается ощущение, что каждый участник полностью понимает постановку и свое место в ней: на наших глазах из коллектива рождается живой дышащий организм.
Синтез танцев подкрепляется музыкальным синтезом: ансамбль Le Concert de l’Hostel Dieu играет музыку в стиле барокко, которая перемежается с Вивальди, прогнанным через электронный микшер. Принцип постановки един во всех плоскостях, от пластики и сценографии до музыки и костюмов: создатели берут несовместимые жанры и из раза в раз сталкивают их друг с другом, высекая искру. Из этих искр и состоит постановка, встреченная на Чеховском стоячей овацией. «Фолия» — это тщательно срежессированный и со вкусом поставленный восторг.