«Точка доступа» — крупнейший форум сайт-специфического и иммерсивного искусства в России. С 2015 года он проводится в Петербурге, в 2020 году полностью ушел в онлайн-формат, а этим летом присутствует в обоих пространствах: какие-то события дублируются, какие-то принадлежат только реальному или виртуальному миру.
Фестиваль буквально символизирует все самое новое и смелое, что происходит в театральном процессе. Вот и в этом году тотального хаоса и раздробленности кураторы Юлия Клейман и Алексей Платунов отказались от доминирования определенной темы и отбирали работы исходя из внутреннего, иррационального, позволяя спектаклям рифмоваться и находить связи друг с другом самостоятельно. А потому и программа получилась живой и разнообразной.
Основная программа
Симулятор школы
Кто: Пётр Куркин
Где: Общество «Знание», Литейный пр., 42 (оффлайн), группа ВКонтакте (онлайн)
Сколько длится: 1 час
Когда: 8–14 июля ежедневно в 14:00, 17:00 и 20:00 — оффлайн; в те же дни в 22:00 — онлайн
Кому:
- Тем, кто выпустился из школы не целеустремленным лидером, а нормальным сомневающимся человеком.
- Тем, кому кажется, что что-то важное затерлось или потерялось со временем.
- Любителям иммерсивного театра и желающим стать соучастником действия.
Зачем:
Чтобы вернуться в прошлое и снова разобраться с тем, что не понял тогда. Чтобы убедиться, что театр может говорить не только о высоком, но и о человеческом.
Необъяснимо прекрасно. Перформансы прошлого сегодня.
Кто: Ваня Демидкин и Артём Томилов
Где: Сколько длится? Секрет. Место проведения и инструкция будут отправлены вам на почту после регистрации.
Когда: 10, 12, 17, 20, 21, 22, 25, 26 июля в разное время. Важно следить за временем начала регистрации — оно указано на странице перформанса.
Кому:
- Тем, кто любит перформанс. Погрузиться в историческую реставрацию акций разных эпох, адаптированных к сегодняшним реалиям.
- Тем, что ненавидит перформанс. Посмотреть, как авторы издеваются над артефактами прошлого. Возможно, проникнуться.
- Тем, кто онлайн. Авторы сделают текстовый стрим о создании проекта, состоящий из комментариев создателей, интервью с перформерами и мультимедиа — то есть практически запустят параллельную программу.
Зачем:
Простой ответ — чтобы узнать историю перформанса. Более сложный — чтобы подумать о природе искусства, которое по определению не поддается фиксации. Может, никакой истории нет, а мы придумываем ее сами?
Выходные бывают только раз в неделю
Кто: Ксения Перетрухина, театр Karlsson Haus
Где: Михайловский сад, вход со стороны Михайловского замка (оффлайн), сайт фестиваля (онлайн)
Сколько длится: 2 часа
Когда: оффлайн — 11 и 18 июля в 17:00 и 20:00, а с 11 июля на сайте откроется онлайн-разговор о старости и отношении к ней.
Кому:
- Тем, кто боится стареть — найти дзен в самом недооцененном периоде жизни.
- Тем, кто поднимает молодость на знамена — сбить свой молодецкий пафос.
- Тем, кто просто устал — просто отдохнуть.
Зачем:
Чтобы ненадолго выпасть из ускоренного ритма и погрузиться в истории пожилых героев — рассыпанные по парку, старички занимаются своими неспешными, бесполезными делами. Чтобы задуматься о том, насколько мы преувеличиваем роль речи в нашей жизни — говорить герои не могут, поэтому нужно использовать иные методы коммуникации. Возможно, чтобы захотеть постареть. Хотя бы на пару часов.
Бегуны
Кто: Илья Мощицкий
Где: мессенджер Telegram и Ленинградская область
Сколько: весь день, из которого 1 час на площадке
Когда: 13, 14, 20 и 21 июля. Начало в 10:00, начало офлайн-спектакля в 20:00.
Кому:
- Тем, кто не может усидеть на месте и постоянно хочет куда-нибудь уехать.
- Тем, кто жизнь воспринимает как большое извилистое путешествие.
- Тем, кто считает, что театр может принимать любую форму и даже прятаться в лесах ленинградской области.
Зачем:
Чтобы перестать бежать и принять решение. «Бегуны» созданы по текстам Нобелевской лауреатки Ольги Токарчук. Метафора бега из текстуального приема становится формой спектакля, и в один момент зритель должен решиться и сорваться в путь, перестав быть наблюдателем.
PARTY SONGS
Кто: TRAAVIK.INFO
Где: Екатерининское собрание, площадка Петербург-концерта, наб. канала Грибоедова, 88-90 и сайт фестиваля
Когда: 14–17 июля, каждый час с 14:00 до 17:00 офлайн; с 14 июля онлайн
Кому:
- Любителям Северной Кореи. Создатель проекта — Мортен Тровик, и уже более 10 лет он вдохновляется самой закрытой страной в мире. Он организовал первый в истории Северной Кореи рок-фестиваль и снял об этом документальный фильм.
- Любителям поп-музыки. Весь проект Тровика — не про закрытость и диктатуру, а про то, как идолопоклонничество поп-культуры становится и освобождающим инструментом.
- Любителям смотреть и читать: в рамках проекта пройдет презентация двух книг и показ документального фильма, а также откроется выставка о корейской реальности.
Зачем:
Вдохнуть воздух самой закрытой части мира с нотками западной поп-культуры. Удивиться тому, как воздух свободы просачивается даже на абсолютно герметичные территории. Добавить несколько пунктов в списки «почитать», «посмотреть» и «изучить».
Билет в кино
Кто: Театральная лаборатория «Вокруг да около»
Где: Киностудия «Ленфильм», Каменноостровский пр., 10, и сайт фестиваля
Когда: 15–18 июля в 20:00 офлайн и с 15 июля онлайн
Кому:
- Тем, кому хочется пройти за экран в кинотеатре. Не в стену с блоками шумоизоляции, а в ту кипучую реальность киностудии, что стоит за фильмом.
- Тем, кто, выполнив пункт 1, хочет пойти дальше — расщепить и эту реальность, за картинкой с режиссером-демиургом увидеть тех, кто в процессе съемок обычно незаметен.
- Тем, кому близка новая этика с вниманием к слабым и забытым, помноженным на чувство исторической справедливости.
Зачем:
Разрушить магию кино, чтобы собрать ее снова из других деталей. Посмотреть по-новому на съемочный процесс (точнее, на клишированное представление о нем), и понять, как много женщин часто остаются невидимками. Наконец, чтобы дать шанс новой этике просочиться в вашу картину мира, если вы ортодоксальный воздыхатель по старой Европе.
Маленькие плохие человечки
Кто: Юлия Преображенская, Елизавета Скоробогатова, Ксения Перетрухина
Где: Севкабель Порт, Кожевенная линия, 40; AR Hunter (платформа дополненной реальности)
Сколько: инсталляция доступна в течение 4 часов
Когда: 16, 17, 23 и 24 июля с 17:00 до 21:00 офлайн и с 8 июля онлайн
Кому:
- Любителям умного и забавного. Маленькие человечки вторгаются в привычную среду, что-то пилят, таскают и крадут.
- Защитникам экологии: помимо простого умиления, сценки взывают к осознанности и отсылают к тому, как человек распоряжается природой.
- Домоседам: проект присутствует онлайн в дополненной реальности, и нелепых человечков можно поселить в любое пространство вплоть до обеденного стола или дивана.
Зачем:
Чтобы умилиться изобретательности авторов и посмеяться над маленькими странными существами, а когда эмоции утихнут — подумать, не похожи ли мы сами на таких существ. Чтобы увидеть, как серьезные, набившие оскомину темы могут подаваться в непринужденном детском формате.
Бенефис Розы Хайруллиной
Кто: Роза Хайруллина, Леон Целебровски, Серёжа Чехов, Анастасия Юдина
Где: Новая сцена Александринского театра, наб. реки Фонтанки, 49А и сайт фестиваля
Сколько: 6 дней перфподготовки, 45 минут на сцене
Когда: перфподготовка с 17 по 22 июля с 14:00 до 20:00 (она будет транслироваться онлайн); показы 23, 24 и 25 июля в 20:00
Кому:
- Ценителям настоящего перформанса.
- Тем, кто устал от постоянного присутствия образов и задумывается об истинной природе людей и явлений в эпоху интернета.
- Тем, кто хочет побыть Розой Хайруллиной. Или хотя бы почувствовать, каково это.
Зачем:
Чтобы уловить сущность перформативного искусства. Чтобы увидеть и почувствовать, как актриса снимает внешние слои своего образа в попытке добраться до самой сердцевины. Или чтобы убедиться, что вам не близки такие формы искусства — в конце концов, каждый имеет на это право.
Свободная программа
На свободную программу авторы отобрали проекты, которые отличает радикальное воображение, исполнимость в условиях минималистичного бюджета и сайт-специфичность. Всего было 378 заявок, в свободную программу вошли 15: зрителей ждет онлайн-игра по вопросам толерантности, спектакль-playbook для одного зрителя, роботы-актеры, перформативная экоопера и другие проекты. Некоторые пройдут в интернете, многие можно посмотреть только вживую, а несколько проектов совмещают офлайн и онлайн присутствие. Ознакомиться с программой можно здесь.
Просветительская программа
Лекторий «Точки доступа» сфокусировался вокруг главного вопроса современного театра: что вообще происходит? Путаясь в разных перформансах и реинакментах, Куликах и Кейджах, мы часто не находим слов и теоретической базы для осмысления происходящего. Меж тем она уже давно изобретена, поэтому кураторы взяли курс на закрепление материала. Цель лектория — дать слушателям лексику и аппарат для анализа и понимания современного театра. Говорят, после такого просвещения вы сможете на глаз отличить хэппениг от перформанса и спокойно погрузиться в море современного искусства.
Лекторы сами по себе представляют живую историю: среди них есть создательница первой в Москве школы перформанса Елена Ковылина, художник Петр Быков и арт-терапевт Лиза Морозова. Феминистка Леля Нордик расскажет о перформативных практиках в фемактивизме, создатель «Театра оргий и мистерий» посявтит вас в историю венского акционизма, а теоретик новых медиа Лев Манович прочитает 10 сказок про искусственный интеллект и креативность. В общем, переосмысляя и структурируя старое, авторы просветительской программы смотрят вперед — а это стоит многого.