Театр, просыпающийся от ограничений и пандемии, к сентябрю приготовил много премьер, гастролей и фестивальных показов. Подборку главных событий сентября собрала Юлия Кармазина.
Выбор редакции:
Главные события начала сезона так или иначе связаны с путешествиями. Это могут быть те поездки, которые мы отсрочили и не совершили — например, долгожданные гастроли БДТ с их хитом прошлого сезона, современной и ироничной «Джульеттой». Или премьеры, посвященные поиску идеального места для жизни, как «Торжество» в постановке Андрея Стадникова в ЦИМе. Исследуя проблему взаимоотношения человека и природы, участники «Торжества» будут перемещаться из одной среды в другую: город, деревня и утопия.
Приятный бонус путешествий в театре заключается в том, что можно перемещаться не только в пространстве, но и во времени. Человеку свойственно мечтать о будущем, а иногда оно буквально наступает нам на пятки. За слишком близким и при этом фантастичным будущем можно понаблюдать в спектакле «Pasionaria» хореографа Маркоса Морау на фестивале Context.
Премьеры
«Центр драматургии и режиссуры» запланировал на начало сезона необычную премьеру, включающую в себя ретроспективу знаковых для истории этой площадки событий. В основу легла постановка Михаила Угарова «Обломoff». Герой спектакля погружен в медитацию, а действие перенесено в его грезы наполненные мифическими существами, встреча с которыми навсегда меняет размеренную жизнь «русского Будды» — Ильи Ильича Обломова.
Еще один спектакль, путешествие в которое зритель отправляется вместе с главным героем, подготовил Театр на Таганке ко дню рождения его основателя Юрия Любимова. «Земляничная поляна» по мотивам сценария Ингмара Бергмана рассказывает о поездке на вручение почетной докторской степени 78-летнего профессора из Стокгольма, посещающего по дороге места своей юности.
Странствия в начале осени для зрителей, готовых сойти с проторенных театральных троп, могут оказаться и более буквальными. Сентябрь — самое время открыть для себя новую площадку Театра DOC рядом с метро Авиамоторная. «DOC industrial» — камерное пространство, отданное под смелые режиссерские эксперименты. В начале сезона на ней можно будет увидеть сразу три премьеры. «Я/Мы дочери» — вербатим, созданный студентками курса театроведов и драматургов под руководством Михаила Дурненкова и Павла Руднева о непростых взаимоотношения между матерями и дочерьми. «Один» — история о любви и расставании, и «Клуб анонимных алкоголиков» — откровенный разговор об алкоголе в жизни каждого из нас через знаменитую систему двенадцати шагов лечения от зависимости.
Фестивали
Ограничения, вызванные эпидемией, все еще дают о себе знать, но фестивали не сдаются и пытаются радовать зрителей интересными зарубежными и отечественными постановками. В сентябре фестиваль Context в третий раз попробует показать в Москве и Санкт-Петербурге спектакль «Шут. Шахерезада». Большой детский фестиваль привезет две части спектакля для всей семьи «Хроники Нарнии» Красноярского ТЮЗа и уже совсем не детского «Гамлета» Архангельского Театра Драмы. Данию в постановке Андрея Тимошенко буквально поглотила вода, что создает ощущение постапокалиптического мира в котором последний герой сражается за ценности почти погибшей цивилизации.
Гастроли
Когда московский зритель не может отправиться в Санкт-Петербург, Большой Драматический Театр сам приезжает в Москву и привозит почти полную ретроспективу постановок прошлых сезонов. Помимо посещавших столицу спектаклей номинантов «Золотой маски» в афише гастролей спектакль «Несолнечный город». Это магический реализм по текстам Романа Михайлова, поставленный им же самим. В отличие от классики жанра, такой как произведения Габриэля Гарсия Маркеса, Михайлов строит изменённую реальность на фундаменте времени. Нет особенного места для действия, но есть особенный период — 90-е годы двадцатого века, и дискотека, в шуме которой звучат истории, объединившие вымысел и реальность в единое целое.
Еще одним гостем Москвы в сентябре станет Ельцин центр. В Москве покажут: спектакль, в котором молодые уральские драматурги сами выйдут на сцену «Я пишу для букваря»; монолог героя-блогера «Взломанный»; спектакль-воспоминание «Шпаликов» и постановку по письмам и дневникам Даниила Хармса и его окружения «Неважно себя чувствую».
Хиты
Зрителей, верящих, что можно войти в одну реку дважды, в сентябре ожидает подарок в виде спектакля, вернувшегося в рамках программы поддержки учебных и дипломных студенческих спектаклей театральных ВУЗов Москвы — концерт мастерской Олега Кудряшова «Встречи. В пространстве расставаний» . Для тех, кто закрыл прошлый сезон раньше, чем отшумели премьеры Театра Имени Маяковского «Новаторы» и «Страсти по Бумбарашу» Театра Олега Табакова, сентябрьская афиша длиннее ровно на две стоящие внимания премьеры.