В ноябре на новой сцене Центра имени Мейерхольда покажут одиннадцать спектаклей от пяти независимых театров. Для тех, кто еще не определился с выбором, предлагаем небольшой путеводитель по самому интересному. Гастрольный проект «Поехали!» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Кодекс курильщика». Центр театрального мастерства (Нижний Новгород)
1 ноября
Что происходит:
«Кодекс Курильщика» — спектакль-исследование феномена насилия. Чтобы почти будничная жесткость не уничтожала зрителя, между залом и сценой выстраиваются «игровые» взаимоотношения. Выбеленные лица-маски из комедии дель арте и отсылки к культовым фильмам с одной стороны защищают от страшного в спектакле, с другой стороны — демонстрируют, насколько глубоко насилие пустило корни во все слои нашей жизни, включая культурный.
Кому смотреть: людям с крепкими нервами, которых не пугает триллер о безжалостной русской жизни.
Подробности по ссылке.
«Сосед». Центр театрального мастерства (Нижний Новгород)
3 ноября
Что происходит:
«Сосед» Павла Пряжко в ЦТМ — редкий пример магического реализма в театре. Пьеса, в которой, казалось бы, ничего не происходит, создает двойственную реальность — слом, когда здоровая обыденность дачных разговоров оборачивается повышенной тревожностью. Для того чтобы загнать зрителя на эту шаткую табуретку и заставить балансировать на ней больше часа, режиссер размывает театральные правила, играя с границами зала и роли.
Дальнейшее — спойлеры.
Кому смотреть: любопытным, поклонникам сериалов Netflix и шахматистам, иначе говоря — всем, кто способен оценить простые и красивые ходы в сложных партиях.
Подробности по ссылке.
«Созвездия». Pro Art's (Калуга)
7 ноября
Что происходит:
Представьте, что жизнь — это маршрут, по которому мы следуем с испорченным навигатором. «Алисы», способной построить правильную дорогу из пункта «А»-«встреча» в пункт «Б»-«жили долго и счастливо», для пар еще не изобрели — и количество правильных и тупиковых вариантов развития отношений бесконечно. Об этом размышляет в пьесе Ник Пейн, а режиссер выстраивает вокруг его текста огромный космос для двух героев. Он и она в пространстве вечного дежавю: все это с ними уже когда-то было, но вариантов развития знакомого сценария бесконечно много.
Кому смотреть: научпоп, соединивший физику и любовь, дает шанс увлечься происходящим практически любому зрителю — и скептику, и романтику.
Подробности по ссылке.
«Калуга. Театральная». Pro Art's (Калуга)
9 ноября
Что происходит:
Сторителлинг от стендап комика Александра Забродина. Спектакль состоит из реальных историй, случившихся на улице Театральная, но, отправляясь в путешествие по Калуге, вы быстро поймете, что география постановки гораздо шире. Не важно, в каком городе размещается та самая улица — все эти истории могли бы произойти и в Москве на Театральной. Живые голоса героев способны объединить между собой разные города. В Калуге спектакль играют как настоящий променад, но как создатели впишут его в новый зал ЦИМа пока держится в секрете.
Кому смотреть: тем, кто любит истории с пульсом времени, зрителям, предпочитающим рассказ про «здесь» и «сейчас».
Подробности по ссылке.
«5mm/h». Театр.Акт и театральная площадка MON (Казань)
11 ноября
Что происходит:
В этом спектакле все очень зыбко. Голоса героев идут в записи, а актеры замирают на сцене в статичных позах — поэтому возникает ощущение, будто зрители ловят радиоволну. Слабый сигнал из точки на стыке между «еще здесь» и «где-то там», между жизнью и смертью. Тридцать пять минут, в которые укладывается спектакль, на деле бесконечны, а кажущийся камерным диалог на самом деле огромен — в него вплетено множество голосов онкологических больных.
Кому смотреть: зрителям, думающим сердцем и не отказывающим себе в праве испытывать сильные эмоции.
Подробности по ссылке.
«МОҢ». Творческое объединение «Алиф» и театральная площадка MON (Казань)
12 ноября
Что происходит:
Все просто: это ситком о репетиции музыкальной группы, затянувшейся под напором внутренних и внешних противоречий. Все сложно: главное на сцене не «что», а «как». Спектакль объединяет людей через то, что обычно их разъединяет — языки. На сцене говорят одновременно и по-русски, и по-татарски.
Про «MOҢ» можно сказать фразой в стиле кота Матроскина — «человек и пароход», только звучать это будет — «постановка и площадка». Спектакль билингва дал название целому театральному пространству, объединяющему разные культуры в здании Национальной библиотеки РТ.
Кому смотреть: всем, кроме мизантропов — не важно, любите ли вы книги Салли Руни или сериал «Это мы», вам просто должно быть интересно находиться внутри уравнения человек+человек.
Подробности по ссылке.
«Наvа». Творческое объединение «Алиф» и театральная площадка MON (Казань)
13 ноября
Что происходит:
Спектакль «Наvа» поднимает тему эмансипации через взаимоотношения тела и текста. В обращении к женщине долгое время довлело повелительное наклонение — постирай, приготовь, убери. Принцип спектакля помогает раскрыть отношение к этим глаголам через движение. Танцовщица взаимодействует с текстом на экране, но каждый желающий может также отдать команду в микрофон и увидеть ответную реакцию на него.
Кому смотреть: людям, заинтересованным в диалоге, даже если он будет протекать без слов.
Подробности по ссылке.
«Хорошо темперированные грамоты». театр post (Санкт-Петербург)
20 ноября
Что происходит: Двенадцать добровольцев из числа зрителей, зачитывают 24 берестяные грамоты XI–XVI веков. Текст звучит для ушей современников как полная тарабарщина. Кажется, что зрители случайно проваливаются сквозь пыль веков в прошлое, как на другую планету. Отсутствие актеров дает возможность заключить зрительский договор и, пока «никто не видит», зал вступает в шаманский заговор, вызывая тени забытых предков. При этом для обряда используется повседневная жизнь, рутинная, далекая от идеала — и поэтому близкая даже в рамках забытого языка.
Кому смотреть: зрителям, нацеленным на самонаблюдение, не боящимся остаться наедине с собственными мыслями и открытым к экспериментам.
Подробности по ссылке.