Театры окончательно очнулиись от органичений — об этом убедительно говорит список премьер. В «Театре на Малой Бронной» инсценировали «Благоволительниц» Джонатана Литтелла, Гоголь-центр выпустил совместную работу с берлинским Deutsches Theater, а Театр Наций пригласил Робера Лепажа для постановки «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. 

Под конец года редакция «Вашего досуга» составляет два рейтинга самых интересных спектаклей Москвы и Петербурга. Первый — зрительский, в котором мы анализируем, на какие спектакли чаще других покупали билеты, писали отзывы и просматривали анонсы наши читатели. Второй — редакционный, где мы рекомендуем постановки, которые внесли вклад в театральное искусство и нередко вызывали бурные споры критиков. 

13. «Мерцание»

Центр им. Вс. Мейерхольда (Москва)

Постановщики: Александр Андрияшкин (автор идеи и режиссер), Анастасия Бугаева (художник), Василий Пешков (композитор), Нарек Туманян (художник по свету).

Участники: Артем Дубра, Алексей Каманин, Анатолий Кормановский, Илларион Маров, Мария Милешкина, Константин Мирошников, Виталий Муратов, Сергей Новосад, Ксения Чигина.

«Мерцание» — новый экспериментальный формат от «Июлансамбля» и Александра Андрияшкина в ЦИМе. Это постановка, выполненная в форме подкаста — разговора на равных. О чем поговорить с актерами, в чем они эксперты? И вообще, что такое экспертность в мире, который меняется до неузнаваемости каждую неделю? За отправную точку создатели взяли отказ от готовых решений и попыток что-либо закрепить однажды и навсегда. Вместо репетиций они выбирают спонтанность, разрешая себе быть прямыми и наивными, чувствовать и тут же говорить о чувствах. И даже сыграть в собственную — настоящую — смерть.

Даты и билеты — на сайте театра.

12. «Урожай»

Театр на Таганке (Москва)

Постановщики: Марфа Горвиц (режиссер), Анна Абалихина (хореограф-постановщик), Николай Симонов (художник -постановщик), Иван Виноградов (художник по свету), Анна Хрусталева (художник. по костюмам), Кирилл Широков (компохитор).

В главных ролях: Дарья Авратинская, Инна Сухорецкая, Надежда Флёрова, Роман Колотухин, Артем Будиков, Сергей Цимбаленко, Кирилл Янчевский.

«Урожай»  в Театре на Таганке можно было бы рассматривать как производственную драму миллениалов. Именно в зазоре между пафосом жанра «производственной драмы» и сбором урожая яблок современными, городскими ребятами возникает много комичного, отчего текст Павла Пряжко становится по-настоящему смешным. Такими могли бы быть мхатовские «Сталевары» XXI века — с изящным сюжетным поворотом в финале, когда, доломав все, что можно в райском саду, герои уходят в отравленный, но привычный мир заводов и фабрик. Спектакль удачно играет с текстом и возможным подтекстом. С одной стороны пьеса Пряжко оживает настолько, что легко можно узнать в его четырех героях своих знакомых. С другой — на сцене есть сложный образный ряд с фантастическим древом, выросшим на краю не то кратера остывшего вулкана, не то метеоритной воронки.

Сама по себе работа художников Николая Симонова и Ивана Виноградова создаёт образ запредельного: сада будущего, в котором осталось ровно одно древо, или библейских райских кущей. Но это видно со стороны зрительного зала — героям на сцене позволено не замечать особенность окружающего их мира, оставаясь до конца эгоистичными «детьми берущими», но не способными ничего отдать. Марфе Горвиц удалось поставить трагифарс, в котором смешное на какое-то время позволяет не думать о трагичном, но именно грусть и утрата чего-то важного остаётся в памяти после спектакля.

Даты и билеты — на сайте театра.

11. «Квадрат»

«Плохой театр» (Санкт-Петербург)

Постановщики: Дмитрий Крестьянкин (режиссер и драматург).

В главных ролях: Никита Виноградов, Богдан Гудыменко, Константин Плотников, Леон Словицкий, Александр Худяков.

Театр — один из инструментов переосмысления собственной истории, но процесс такого переосмысления неспешный и поэтапный: от Сталинских репрессий, шаг за шагом — до относительно близких восьмидесятых и чернобыльской трагедии. Казалось бы, осталась еще пара лет до девяностых, но «Плохой театр» сократил маршрут, выпустив спектакль о детстве сегодняшних тридцатилетних (с хвостиком), рождённых в те самые годы. Ностальгия, с которой вспоминаешь обо всем первом, будь то первые близкие друзья или первая любовь, не мешает режиссеру Дмитрию Крестьянкину представить время во всех красках — и, главное, разделить это время со зрителями.

«Квадрат» собран из воспоминаний, наполненных узнаваемыми деталями. Как падающее домино, они затрагивают и прошлое зрителей. Спектакль становится актом публичного воспоминания, в котором актеры неотделимы от зрителей, а когда включается музыка, зрители могут буквально присоединиться к актерам на дискотеке по волнам общей памяти. На этом спектакле уже каждый второй может сказать, что он это помнит, что это и о нем, о его старшем брате, младшей сестре, дочке или друге. Теперь прошлое, которое надо успеть осознать, вплотную подобралось к сегодняшнему дню, и это последний рубеж, после которого оно превратится в настоящее.

Даты и билеты — в группе театра.

10. «Холодная Война»

Театр Взаимных Действий (Москва)

Крманда спектакля: Дарья Ворохобко, Татьяна Гордеева, Шифра Каджан, Михаил Колчин, Леша Лобанов, Александра Мун, Алексей Наджаров, Денис Охотников, Елена Перельман, Ксения Перетрухина. 

Действие выставки-спектакля «Холодная война» происходит в диалоге с пространством и экспонатами музея-мастерской Дмитрия Налбандяна. Постановка исследует историческое явление второй половины XX века, обнаруживают черты сходства этого исторического периода с современностью и исследуют феномен «прошлого в настоящем». Пропаганда переплетается с обыденностью, документальные факты — с мокьюментари, складываясь в «фирменную» эстетику Театра Взаимных Действий — художественное смешение фактографического материала и примет фантазийной, «альтернативной» истории.

Больше информации о спектакле — в группе театра.

9. «Где мой дом»

Московский Театр Юного Зрителя (Москва)

Постановщики: Кама Гинкас (постановка), Алексей Попов (свет).

В главных ролях: Виктория Верберг, Илья Созыкин, Евгения Михеева, Полина Одинцова, Руслан Рафаелов, Алексей Шевяков.

На фоне ярких и провокационных премьер Москвы, спектакль «Где мой дом» в МТЮЗе кажется всего лишь стабильной работой мастера. Впрочем, это не делает спектакль во флигеле менее волшебным. Объяснить происходящее иначе чем магическими способностями режиссера сложно. На сцене не происходит ничего необычного: просто четыре актера рассказывают узнаваемую историю про беженцев. При этом их повествование на какое-то время становится самым важным событием, и для этого не нужны ни спецэффекты, ни громоздкие декорации. Монолог цепляется за монолог, как только один герой не может продолжать рассказ о войне и потерях — слово подхватывает следующий. Но героев с историями на сцене трое, а четвертый, под чьим молчаливым наблюдением вьется красная ниточка их судеб, представляет ту самую Россию — родину-мачеху, не верящую «понаехавшим».

Наблюдатель объединяет в себе и соседей, которым не нравится, когда рядом селятся беженцы, и начальников, отказывающих в работе человеку без прописки, и тысячи других жителей Москвы, «слезам не верящей». Именно это отказывающее в принятии присутствие создает напряжение между залом, готовым после часа сопереживания сделать шаг навстречу героям, и страной, куда зрители вольются, покинув театр. Кама Гинкас поровну отмеряет зрителю доброты, на которую тот способен, и безжалостной честности по отношению к себе.

Даты и билеты — на сайте театра.

8. «Комитет грустящего божества»

Театр «post» (Санкт-Петербург)

Постановщики: Дмитрий Волкострелов, Алена Старикова (режиссеры), Иван Николаев (автор видео), Дмитрий Власик (композитор).

В главных ролях: Аделина Любская, Иван Николаев.

Спектакль «Комитет грустящего божества» — новый этап сотрудничества режиссера Дмитрия Волкострелова с драматургом Павлом Пряжко. Впервые текст пьесы прозвучал на фестивале драматургии «Любимовка» в 2019 году. Хараткерные черты творества Пряжко — перенос смыслов из диалогов в ремарки, ускользание сюжета, недоговоренность. 

Герои пьесы — типичные жители постсоветского пространства. Оля и Сергей — низкоквалифицированные работники, у которых долги и мало денег. Они ездят на электричке, стоят в очередях, ругаются в магазине. И любят друг друга, наверное. В подобной бедной на события жизни событием становится даже китайский фейерверк. «Комитет грустящего божества» — это пьеса-состояние. Персонажи будто зависли в рутине ожидании неизвестно чего. Увязание в моменте, растягивание и сжатие времени придает тексту перформативность: он будто не дает зацепиться за начало или конец события. Диалоги Оли и Сергея похожи на вырванные из контекста фразы, как бывает, когда слышишь фрагмент разговора прохожих.

Даты и билеты — на сайте театра. 

7. «В кольцах»

Театр «Практика» и Мастерская Брусникина (Москва)

Постановщики: Евгения Некрасова (автор), Марина Брусникина (режиссер), Полина Бахтина (художник), Дина Хусейн (хореограф), Алёна Хованская (хормейстер), Андриеш Гандрабур (сауд-дизайнер), Илья Пашнин (художник по свету), Евгений Вершинин (видеохудожник).

В главных ролях: Алексей Мартынов, Алёна Хованская, Марина Калецкая, Кристина Якимушкина, Дарья Ворохобко, Анжелика Катышева, Яна Енжаева, Марина Васильева, Анастасия Великородная, Алиса Кретова.

Спектакль о локальном конце света, вышедший во время пандемии, очень точно работает с ощущением потери безопасности. «В кольцах» наглядно показано, что значит проклятье «жить в эпоху перемен». По сюжету, каждый день Москву охватывают те или иные бедствия: мутации, сексуальная лихорадка, исчезновение детей, потеря способности понимать родной язык и так далее. Те, кто не покинул столицу, существуют в неведении, что принесет им новый день. Вчера так разительно отличается от завтра, что любые планы утрачивают смысл, и единственным способом выжить становится просто жить одним днем.

Декорации в виде типичной комнаты в панельном доме и актерский хор из восьми актрис внутри этого кубика придает вселенский масштаб скромному московскому апокалипсису. На сцене под микроскопом показывают только  одну клетку от живого организма, но эта частичка делает реальным все то, что остается за пределами видимости. Какой бы фантастической ни казалась эта история, в ней рассматривают вполне возможную вариативность конца света — только не для города, а для всего человечества: от потери собственной идентичности до вырождения.

Марина Брусникина вывела на сцену очень неожиданный и сложный текст Евгении Некрасовой — жесткий, не щадящий зрителей, но при этом остроумный и захватывающе смелый, идеально попадающий в настоящее время.

Даты и билеты — на сайте театра.

6. «Джульетта»

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (Санкт-Петербург)

Постановщики: Эне-Лийс Семпер, Тийт Оясоо (концепция, режиссура, сценография), Юрий Наэль (хореограф), Эне-Лийс Семпер (художник по костюмам), Юсси Русканен (художник по свету), Ян Лемский (саунд-дизайн), Степан Пектеев (ассистент режиссера).

В главных ролях: Муся Тотибадзе, Геннадий Блинов, Иван Федорук, Варвара Павлова, Руслан Барабанов.

Шекспир в постановке Тийта Ояссо и Эне-Лийс Семпер — это не старый сюжет на новой лад, а новый сюжет поверх всем известной пьесы. Создатели спектакля решили представить, как прозвучало бы «жили они долго и счастливо» в современном мире. Итог: первоначальный сюжет, построенный на трагической гибели из-за любви, не выдерживает проверку временем. Любовь перестала быть одной единственной. У современного человека много видов любви: роковая, случайная, страстная, последняя и еще сотня других вариантов где-то между этими.

Главная героиня спектакля актриса (Муся Тотибадзе) приходит пробоваться на роль Джульетты, и у нее уже есть свой Ромео (Геннадий Блинов). Но на сцене появляется еще один — уже театральный партнер (Иван Федорук), и с ним сценический обман тоже начинает казаться любовью. Джульетта верит в эту новую любовь, хотя у второго Ромео была до Джульетты другая не-Джульетта, а после будут еще и еще. Режиссеры хулиганят, показывая реалити-шоу (происходящее на сцене снимают и транслируют на экран) о том, как легко сегодня штампуется сакрализированное поэтами чувство. Но, несмотря на циничный подход, спектакль не превращается в похороны любви. Музыкальный, взрывной, он скорее рассказывает о молодости как о времени ошибок, оставляя в сюжете место для возможности той самой шекспировской любви через образ верного Ромео под номером один.

 Даты и билеты — на сайте театра.

5. «Мастер и Маргарита»

Театр Наций (Москва)

Постановщики: Робер Лепаж (режиссер), Стив Бланше (креативный директор), Адель Сэн-Аман (ассистент режиссера), Женевьев Лизотт (сценография), Людовик Боннье (музыка), Луи-Робер Бушар (видео), Лоран Рутье (свет).

В главных ролях: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Виктор Вержбицкий.

Второй спектакль Робера Лепажа в России. Постановка по роману Михаила Булгакова — спектакль во многом экспериментальный для режиссер. Во-первых, он напрочь отказывается от любой интерпретации, инсценируя культовый роман, как написано, в полностью обнуленной форме. Во-вторых, Лепаж наконец-то перестает развлекать зрителей спецэффектами, машинерией и фокусами, превращая театральный спектакль не то в цирковое шоу, не то в визуальный атракцион. В «Мастере и Маргарите» все визуальные эффекты строятся не столько на технологии, сколько на механике — игра с отражениями и расширениями пространства. Для спектакля были созданы более 100 комплектов костюмов-трансформеров для персонажей, роли которых исполняют на сцене 13 актеров, а для молниеносных переодеваний применялась техника quick-change. Как рассказал режиссер в интервью, персонажи «Мастера и Маргариты» для него — это скульптуры, и некоторые из них больше, чем сама жизнь.

Даты и билеты — на сайте театра.

4. «Саломея»

Большой театр

Постановщики: Клаус Гут (режиссер-постановщик), Туган Сохиев (дирижер-постановщик), Этьен Плюсс (сценограф), Урсула Кудрна (художник по костюмам), Олаф Фрезе (художник по свету).

В главных ролях: Винсент Вольфштайнер, Анна Мария Кьюри, Елена Зеленская, Асмик Григорян, Вида Микневичуте.

Одноактную оперу Рихарда Штрауса поставил в Москве легендарный немецкий режиссер Клаус Гут. Спектакль является плодом совместной работы Большого театра с Метрополитен-оперой (Нью-Йорк). Клаус Гут создает свою «Саломею» в декорациях начала XX века, а главным мотивом становятся детские травмы, взросление и подсознание. Постановка получилась крайне музыкальной: мизансцены, пластика и видео аккуратно следуют узорам штраусовской музыки, которую исполняет оркестр под руководством Тугана Сохиева.  

Даты и билеты — на сайте театра.

3. «Лес. Бибихин»

Социально-художественный театр, театральная компания «Разговоры», независимые театральные деятели (Санкт-Петербург)

Постановщики: Борис Павлович (куратор проекта)

У этого спектакля нет прописки и одного автора, он произрастает от общего корня-идеи десятками разных проектов, вдохновленных философией Владимира Бибихина. Сколько именно спектаклей входит в альманах — сказать сложно, потому что «Лес» постоянно разрастается. Несмотря на то, что каждая работа самодостаточна и создается разными командами, спектакли все равно дополняют друг друга по смыслу, раскрывая одну тему с разных сторон. Проекты, входящие в афишу «Леса», максимально непохожи. Объединяет их то, что философские идеи Бибихина создатели спектаклей раскрывают через собственный опыт и личные истории. Можно сказать, что в основе всех «деревьев Леса» — книги Бибихина плюс документальный текст.

Например: «Лес. Ангелина» проходит в небольшом баре и по сути является попыткой автора найти себя между строк книги Бибихина. «Лес. Актриса» играет с объемом огромного театра им. В.Ф Комиссаржевской, его пустого фойе и маленького человека — актрисы, связывающей свою жизнь с прекрасным, но одновременно подавляющим искусством. «Лес. Ожидание» превращается в долгое преддверие спектакля, который идет, несмотря на отмену — в этот формат неопределённости идеально вписываются размышления о времени и людях, запертых в его координатах. Совсем другой подход используют создатели «Леса. Лекции», взявшие за основу записанную лекцию Бибихина и создающие внутри нее два параллельных пространства. Первое — то, где оказываются зрители, пришедшие в аудиторию, чтобы послушать лекцию, а второе — то, в котором эту же запись слушает перформер, не замечая присутствия аудитории. У перформера свое собственное время и место, и лишь в финале два этих параллельных мира соединяются через записку от авторов, оставленную на столе для самых любопытных зрителей. Все эти проекты самостоятельны, но вместе они создают собственную экосистему, место для размышлений, куда можно и нужно возвращаться.

Даты и билеты — на сайте проекта.

2. «Благоволительницы»

«Театр на Малой Бронной» (Москва)

Постановщики: Микита Ильинчик (автор инсценировки и режиссер), Маша Плавинская (художник-постановщик), Олег Михайлов (видеохудожник), Анна Брауде (художник по костюмам).

В главных ролях: Дмитрий Цурский, Марина Орел, Владимир Яворский, Мариэтта Цигаль-Полищук, Василиса Перелыгина, Сергей Кизас.

Один из самых неоднозначных спектаклей о травме XX века и ее последствиях. Первые десять минут происходящее на сцене создает эффект ложного узнавания. Бар, в котором разливают не пиво, а тоску и безысходность, словно сошел со страниц пьес Макдонаха. Окружение само по себе отражает жизненную позицию главного героя, доктора Максимилиана Ауэ, бывшего офицера СС, сумевшего подавить душевные метания, сведя все свои реакции на окружающий мир исключительно к физиологическим. Таким образом Ауэ смог оправдать убийства и свою работу в концлагере чистой необходимостью. Совесть его не мучает, но при этом организм отторгает пищу, потому что переживания героя становятся психосоматическими. Души как бы нет, поэтому за нее болеет тело.

Самое время вспомнить, что век войн и катастроф дал нам психоанализ и привычку копаться в своем подсознании — но это появилось потом. Тем временем, Ауэ — само воплощение XX века, тело, отказавшееся от души. Доктор Максимилиан проходит свой путь героя, путешествуя на край света, а Россия на карте «Благоволительниц» находятся где-то рядом с Адом — только сконструированным не дьяволом, а экзистенциалистами. В нем нет чертей, и в конечном счете тебя запрут наедине с самим собой — это станет пределом твоих мучений. В путешествии повествование меняет язык: из конкретного места и времени, обозначенного баром в начале, мы отправляемся в путь заведомого мертвеца, к истокам жизни, переходя от Макдонаха к фильму Джармуша.

Благотворительницы, они же богини мести Эринии, должны бы следовать за героем-убийцей по пятам. Но как судить тело, отказавшееся от души? Оплата по счетам — тот вопрос, ответа на который спектакль намерено избегает. Если книга Джонатана Литтелла построена как музыкальное произведение Рамо или Баха, то в постановке Микиты Ильинчика хорошо продуманный концерт обрывается тишиной. Последнюю часть зритель может вообразить так, как позволит ему совесть.

Даты и билеты — на сайте театра. 

1. «Декамерон»

Гоголь-Центр (Москва)

Постановщики: Ки­рилл Се­реб­ренни­ков (автор пьесы и режиссер), Ев­ге­ний Ку­лагин (режиссер-хореограф), Да­ни­эль Фрай­таг (композитор), Тать­яна Дол­ма­товс­кая (художник по костюмам), Илья Ша­галов (видеохудожник).

В главных ролях: Ири­на Вы­бор­но­ва, Ян Гэ, Фи­липп Ав­де­ев, Олег Гущин, Дже­реми Мок­ридж, Ге­ор­гий Куд­ренко, Мар­сель Ко­лер. 

Спектакль «Декамерон» по мотивам одноименного сочинения Джованни Боккаччо — совместный проект театра с Deutsches Theater Berlin, который окрестили «немецким МХТ». В спектакле заняты российские и немецкие артисты, а также трое музыкантов из Германии: Изабель Клемт, Мария Шнайдер и лично композитор спектакля Даниэль Фрайтаг.

По форме спектакль получился типично немецким — в эстетике немецкого театра, в его строгости, обстоятельности, масштабности и при этом скупости средств. Во время просмотра даже не верится, что 4 часа действия держатся на всего 10 исполнителях, то и дело меняющих «маски». Российские реалии отвечают больше за «заземление» немецкого романтизма. Каноны аристократической прозы, мастерство слога и даже аналоги неаполитанского «умничества» оказываются в устах героев, облаченных в российские шинели и офисные пиджаки. 

Отдельно впечатляет работа Кирилла Серебренникова в качестве драматурга — по сути он создал свой «Декамерон» XXI века. В отличие от Боккаччо, у Серебренникова не было цели только высмеять персонажей или поучать зрителей. Вместо этого он словно стремится объяснить пороки своих героев нанесенными им прежде травмами. От этого возникает образ идеального человечества, в котором благородство, взаимное согласие и любовь становятся высшим законом, так как отвечают глубинным, естественным человеческим побуждениям. Находясь в атмосфере идиллии тренажерного зала (как бы вне времени и пространства), рассказчики могут возвышенно рассуждать о сильных страстях и доблести независимо от конкретной сути изображаемых эпизодов и событий.

Даты и билеты — на сайте театра. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: