В конце прошлого года мы опубликовали 13 самых интересных спектаклей 2021 года по мнению редакции «Вашего досуга». Однако, пожалуй, самое интересное — это выбор зрителей. В данном случае — наших читателей. Мы изучили, анонсы каких спектаклей получили больше всего просмотров, отзывов и оценок пользователей. Итак, в этом материале мы собрали 13 главных спектаклей 2021 года по версии читателей «Вашего досуга».

13 место: «Пир»

Театр Романа Витюка

Постановщики: Денис Азаров (постановка, сценическая адаптация), Алексей Трегубов (художник-постановщик, художник по костюмам), Анна Закусова (хореограф), Сергей Скорнецкий (художник по свету), Глеб Андрианов, Кирилл Таушкин, Филипп Карецос (композиторы, саунд дизайнеры).

В главных ролях: Дмитрий Бозин, Константин Авдеев, Дмитрий Кондрашов, Владимир Белостоцкий, Иван Степанов. 

Спектакль о переходе «от этого к тому». О веселых и грустных клоунах жестокого театра-цирка. О третьем – вневременном и внебытовом – пространстве, где оживают выдуманные, сказочные – сказанные – персонажи. О воплощенном – воплотившемся – абсурде. О смешном. О страшном – о судьбах поэтов, писателей, философов 20-30-х годов XX века. «Пир» — первая постановка Дениса Азарова в Театре Романа Виктюка. Героями спектакля становятся Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников, Яков Друскин, Леонид Липавский, Николай Заболоцкий — их пиры, тексты, разговоры, фантазии, хулиганство и гибель.

Даты и билеты — на сайте театра.

12 место: «Дни Савелия»

Росcийский Академический Молодежный Театр

Постановщики: Григорий Служитель (автор), Брусникина Марина (режиссер), Корина Ирина (художник), Божко Ольга (художник по костюмам), Панченко Виктор (ассистент режиссера), Хованская Алена (музыкальный руководитель).

В главных ролях: Панченко Виктор, Баландин Денис, Блохин Алексей, Епифанцев Тарас, Зотова Вера, Писарева Антонина, Рыщенкова Мария, Семенова Дарья, Уварова Нелли.

Историю кота Савелия Марина Брусникина поставила как небольшое приключение, которое начинается с экскурсии за пределами театра и завершается на главной лестнице РАМТа. Зрители отправляются в свое собственное путешествие по стопам «кошачьей одиссеи». Несмотря на то, что в романе Григория Служителя есть персонаж, чьими глазами мы и наблюдаем за происходящим, самым главным героем становиться не обаятельный кот, а увиденная им Москва. История Савелия тесно переплетена с жителями города — людьми и животными. На пути кота встречаются «типичные москвичи», погруженные в себя, неврастеничные, но чаще добрые, хотя в большинстве своем и не счастливые.

На сцене это переплетение адресов и лиц могло бы потеряться, — но во внутренних двориках РАМТа зритель словно сам идет сквозь город. Надо запрокидывать голову, чтобы увидеть в окне попугая, возомнившего себя оперным певцом, чуть наклоняться вправо, наблюдая за густо населенной трудовыми мигрантами комнатой или влево, чтобы рассмотреть сострадательного сторожа из Третьяковской галереи. К сожалению, место проведения спектакля делает его показы сезонными — и возвращаться Савелий к зрителем будет лишь с наступлением теплой погоды.

Даты и билеты — на сайте театра. 

11 место: «Вишневый сад. Комедия»

Театр на Таганке

Постановщики: Юрий Муравицкий (режиссер), Максим Трофимчук (музыкальное сопровождение), Нана Абдрашитова (художник), Луи Лебе (композитор), Иван Виноградов (художник по свету).

В главных ролях: Ирина Апексимова, Дарья Верещагина, Патя Кибедова, Инна Сухорецкая, Александр Резалин, Алексей Гришин, Олег Соколов.

В «Вишневом саде» Муравицкий каждому из героев словно прописывает принадлежность к той или иной исторической эпохе. Здесь и недобитые аристократы царской России теряют свою родину и уезжают на Запад, и интеллигенция живет романтическими идеалами, и «Молодой Ленин» (Петр Трофимов, блистательно исполненный приглашенным артистом Олегом Соколовым), который этими идеалами опьянен. Такое решение подкреплено сценографией Наны Абдрашитовой, которая запирает героев на внушительной мраморной лестнице с красной ковровой дорожкой. И вот уже перед глазами метафора современной России — герои с ценностями из разных исторических эпох одинаково комичны в декорации из пафосного мрамора, красных ковров и помпезных светильников. Как будто попал в Большой театр после ремонта. Все дорого, богато и нарядно. Все фальшиво и от этого «до слез» смешно.

«Современная Россия» так отчаянно хохочет от столкновения разных мифов и иллюзий, что невольно смехом подменяются слезы. И вот уже персонажи оказываются в поисках автора, они не понимают, зачем они, кто их придумал, и почему все это комическое действие неизбежно катится в трагедию. Единственное, что всех объединяет, — желание смеяться, будь то кабарешные песни в «Вечернем Урганте» или очередной stand-up на YouTube. Если пьеса Чехова получила признание как печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд», то спектакль Муравицкого — элегия об ушедшей серьезности во времена потерянной истории.

Даты и билеты — на сайте театра.

10 место: «Швейцария»

Театр имени Пушкина

Постановщики: Джоанна Мюррей-Смит (автор), Дина Додина (переводчик), Татьяна Тарасова (режиссер), Виктория Лебедева (ассистент режисера).

В главных ролях: Вера Воронкова, Фёдор Левин.

Психологический триллер на двух актеров, который не страшно проспойлерить, потому что главное в спектакле — не финал, а то электрическое напряжение, что возникает на сцене между героями. «Швейцария» в постановке Татьяны Тарасовой — идеальный театральный саспенс, не теряющий актуальность после первого просмотра. Психологическая игра, завязывающееся между молодым литературным агентом Эдвардом (Федор Левин) и писательницей, создавшей образ мистера Рипли Патрицией Хайсмит (Вера Воронкова), на первый взгляд напоминает пьесы Олби за одним исключением: чем дольше наблюдаешь за героями, тем больше ощущаешь почти противоестественную нежность сродни той, что испытывает археолог, разглядывающий трещинки на поверхности древнего сосуда. Каждый неприятный изгиб характера Хайсмит, запертой в одиночестве из опустошённых бутылок и кошек, начинает вызвать понимание — и драма оборачивается лирикой со смертельным исходом наподобие рассказа «Смерть и старая дева» Рэя Брэдбери.

Даты и билеты — на сайте театра.

9 место: «Ходжа Насреддин»

Театр Наций

Постановщики: Тимур Бекмамбетов (режиссер-постановщик, автор пьесы), Ильгиз Зайниев (автор пьесы), Анна Викторова (режиссер, художник-постановщик и автор кукол), Виктор Антонов (мастер по куклам), Юрий Потеенко (композитор), Александр Сиваев (художник по свету), Дмитрий Анишин (помощник режиссера).

В главных ролях (озвучка кукол): Константин Хабенский, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Виктор Вержбицкий, Игорь Золотовицкий.

Тимур Бекмамбетов выпустил свою первую кукольную постановку на театральной сцене. Куклы, говорящие голосами известных актеров, и декорации в стиле старого черно-белого кино, отсылающие к советской картине «Насреддин в Бухаре» 1943 года, воссоздают на сцене улочки средневекового азиатского города, пестрый восточный базар и дворец эмира Тимура (Тамерлана).

Кукольный театр здесь превращается в полноценную кинематографическую работу — только с эффектом полного погружения. Ишак является главным героем спектакля. Он рассказывает историю не столько о Ходже Насреддине, сколько о переменах в собственном сознании, связанных с решением последовать за странным мудрецом. В хоже спектакля он пытается разгадать странные формулировки Ходжи, осознать понятие свободы и освоить совершенно другие представления о мире.

Даты и билеты — на сайте театра.

8 место: «Собачка с дамочкой»

Школа Драматического Искусства

Постановщики: Гоша Мнацаканов (автор идеи, режиссер, композитор, сценография), Анна Самсоненко (художник по костюмам), Михаил Глейкин (художник по свету), Кристина Щербакова, Александр Шапошников (видеомонтаж), Елена Дороднова (помощник режиссера).

В главных ролях: Александр Антипенко, Алина Ходжеванова, Максим Маминов, Дмитрий Шишлянников, Аркадий Кириченко, Елена Гаврилова, Ольга Надеждина.

Одного названия спектакля достаточно, чтобы узнать и не узнать в нем первоисточник. Чехов в постановке Георгия Мнацаканова не утратил своего ироничного взгляда на мир, но сострадание к его героям притупилось, что позволяет показать курортный роман почти с издевательскими интонациями. Сделав рассказчиком, оценивающим поступки героев, пса главной героини, Брома Исаевича, режиссер добавляет в происходящее изрядную долю черного юмора. Есть у непримиримого максимализма пса и обратная сторона. Бром смотрит на людей свысока, но его оценка предвзята. В его неодобрении чувствуется обида ребенка, которого отодвигает на задний план новый кавалер хозяйки, почти что матери, постепенно выживая Брома из дома детства во взрослую жизнь.

Спектакль то и дело подкидывает зрителю шарады и шутки: меняется название кафе от Калигулы до Кафки, официант сливается с задником, арбуз и кукуруза загорают в шезлонгах, а в зрительном зале сидит любимица публики и нежная возлюбленная Брома, Каштанка. Но все эти безобидные шалости в конечном счете лишь подчеркивают главный конфликт, с которым сталкиваются герои — противостояние хрупкого «я» и устоев внешнего мира.

Даты и билеты — на сайте театра.

7 место: «Страсти по Бумбарашу»

Московский театр Олега Табакова

Постановщики: Владимир Машков (режиссер), Александр Боровский (художник-постановщик), Владимир Дашкевич (композитор), Мария Боровская (художник по костюмам), Дамир Исмагилов (художник по свету), Алла Сигалова (хореограф).

В главных ролях: Севастьян Смышников, Ангелина Пахомова, Александр Кузьмин, Павел Шевандо, Владислав Миллер.

Московский театр Олега Табакова не в первый раз опровергает крылатое выражение «в одну реку нельзя войти дважды». За несколько лет Владимир Машков успешно восстановил несколько знаковых для театра постановок. «Страсти по Бумбарашу», впервые сыгранный в 1993 году — одна из них.

Машкову удается разбудить в зрителе детское, непосредственное восприятие — в этом и заключается волшебная формула, возвращающая спектакль из небытия. За приключениями рядового Бумбараша на полях гражданской войны зал наблюдает, как ребенок за диснеевским мультфильмом: притопывая ногой на понравившейся мелодии и сжимая кулаки в тех местах, где «наших бьют».

Даты и билеты — на сайте театра.

6 место: «Новаторы»

Театр имени Маяковского

Постановщики: Мариус Яцовскис (художник-постановщик), Марина Бусыгина (художник по костюмам), Илья Старилов (видеохудожник), Елена Перельман (художник по свету), Катерина Незванова (хореограф).

В главных ролях: Дарья Хорошилова, Зоя Кайдановская, Иван Выборнов, Евгений Матвеев, Наталья Палагушкина, Роман Фомин, Валерия Куликова, Дарья Хорошилова.

Как бы театрам ни хотелось, чтобы каждый спектакль подходил любому зрителю, у хорошо продуманной идеи всегда есть своя вполне конкретная аудитория. Именно знание аудитории может сделать спектакль универсальным. «Новаторы» Никиты Кобелева точно попадают в своего зрителя, а вместе с ним и в тех, кто ошибся при покупке билета.

Спектакль создан для поколения интернета, тех, кто, возможно, и не знает историю возникновения компьютера, но точно не мыслит своей жизни без него — и поэтому с интересом первооткрывателя наблюдает за ожившей историей. В постановке звучат знакомые и неизвестные имена, ответственные за компьютерную эру, а их реальные драмы гораздо более изобретательнее тех, что могли бы придумать драматурги. Именно ощущение подлинности, стоящей за большими и маленькими победами в спектакле, вдохновляет. Оно подкреплено не только реальными фактами, но и техникой, ставшей неотъемлемой частью нашей жизни. Одно дело — читать о великих теориях или открытиях, другое дело наблюдать за создателями портативного компьютера, первыми женщинами-программистами или изобретателем Linux на сцене, зная, что придя домой ты первым делом нажмёшь на кнопку включения собственного ноутбука.

Даты и билеты — на сайте театра. 

5 место: «Три Толстяка. Эпизод 7. Учитель»

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

Постановщики: Андрей Могучий (режиссер-постановщик), Александр Шишкин (художник-постановщик, художник по костюмам), Светлана Щагина (текст), Владимир Розанов (композитор), Стас Свистунович (художник по свету).

В главных ролях: Сергей Дрейден, Александр Ронис, Виктор Княжев, Борис Заруцкий.

После первых двух эпизодов «Трех Толстяков» Андрей Могучий выпустил сразу седьмой, начав его почти с чистого листа. Можно предположить, что где-то при монтаже потерялась часть приключений героев, и зрителю уже необязательно помнить чёткую последовательность событий или понимать, как персонажи оказались в той точке, с которой стартует спектакль. Не имеет значения, откуда на сцене возникла живущая по своим законом пустыня. Гораздо важнее ассоциативный ряд, который она вызывает. Бескрайние пески и их жители напоминают планету Плюк из фильма «Кин-дза-дза!» — и эта отсылка к детским воспоминаниям части зрительного зала одновременно смысловая и эмоциональная, потому что седьмой эпизод полностью посвящен доктору Гаспару Арнери и его прошлому.

Режиссер намеренно смещает взгляд зрителя с масштабности зарождающейся революции против толстяков на личность и ее камерную историю. При этом трилогия Могучего по-прежнему остаётся визуальным блокбастером — но на этот раз весь сценический размах противопоставляется крошечному по сравнению с ним человеку. Примешивая сказочные детали к ужасам советских репрессий, режиссер использует тот же прием, что и Юлия Яковлева в «Детях ворона», оборачивая в фантасмагоричный сюжет горький опыт прошлого.

Могучий — чуть ли не единственный режиссер, которому зритель не просто прощает обман, но и получает особое удовольствие, играя в него вместе с ним. Он мистифицирует публику вопреки их собственными ожиданиями, знанием произведения Юрия Олеши, номером серий и даже возможностью продолжения, которое может и не случиться. Седьмой эпизод полностью закрывает историю доктора, и если главный герой он, то и эпопея «Толстяков» подошла к своему логическому финалу.

Даты и билеты — на сайте театра.

4 место: «Левша»

Театр Наций

Постановщики: Максим Диденко (режиссер), Валерий Печейкин (драматург), Мария Трегубова (концепция, сценография, костюмы), Иван Кушнир (композитор), Иван Виноградов (художник по свету), Владимир Варнава (хореограф), Илья Старилов (художник по видео).

В главных ролях: Диана Вишнева, Ксения Шевцова, Евгений Стычкин, Александр Якин, Гурген Цатурян, Наталья Ноздрина, Виктория Мирошниченко.

Главная тема спектакля со своим зрелищным финалом — русская хтонь, неизбывное желание «обживать болото» при жизни и стать удобрением после смерти, подавлять свою индивидуальность и таланты, прожить жизнь «назло соседям», не из желания «сделать хорошо», а из «победобесия», желания «утереть нос». Эти темы вызывают стыд, тоску, горечь, жалость, узнавание и отторжение, но они не вызывают вопросов.

Можно заключить, что спектакль имеет нотку оппозиционности, но нет — он сделан в популярном сегодня среди журналистов жанре «и нашим, и вашим». Тут и западники похохочут над «русским» желанием жить в бедности и завистливой ненависти в адрес соседей. И депутат «Единой России» сможет от души похлопать в ладоши, заливисто хохоча над «парадом европейских леваков». И если на минутку попробовать говорить серьезно, этот спектакль — отличный портрет текущего россиянина — потерянной нации, тонущей за бортом парохода современности, но тонущей гордо и драматично, как в нулевые видели в «Титанике».

Даты и билеты — на сайте театра.

3 место: «Акрам Хан / Иржи Килиан / Шарон Эяль»

Московский академический Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко

Постановщики: Иржи Килиан, Шарон Эяль, Акрам Хан, Элке Схеперс, Ребекка Хиттинг, Кими Накано, Эйдин Малоун, Йооп Кабоорт, Алон Коэн.

В главных ролях: Леонид Леонтьев, Эрика Микиртичева, Полина Заярная, Валерия Муханова, Эвандро Боссле.

Комбинация одноактных балетов, состоящую из «KAASH» (хореограф – Акрам Хан), «Маленькой смерти» (хореограф – Иржи Килиан) и «Autodance» (хореограф – Шарон Эяль).

Акрам Хан – один из самых известных танцовщиков и хореографов современности. Его репутация основана на успехе экспериментальных, но при этом понятных широкой публике произведений, таких как «Пока львы спят», KAASH, «Вертикальный путь» и «Нулевая отметка».

«Маленькая смерть» — шедевр чешского гения Иржи Килиана, созданный в 1991 году для Зальцбургского фестиваля. «Маленькой смертью» французы называют оргазм, высшую точку слияния двух сил, любви и разрушения. Килиан настолько глубоко проникает в музыку Моцарта, что зрители перестают понимать: или хореография становится музыкой, или музыка проникает в тела танцовщиков.

«Изысканное высокоинтеллектуальное развлечение» — так шведская пресса писала о премьере балета «Autodance», созданного известным израильским хореографом Шарон Эяль совместно с Гаем Бехаром. По словам создательницы, произведение соткано из самой сути движения во всей его чистоте и незамутненности. Танцовщики и танцовщицы кажутся бесполыми, акцент внимания смещается на движения их ног. В пространстве «Autodance» органично сливаются танец, техника его воплощения и музыка в жанре «техно»: это цельное, визуально насыщенное и точно выстроенное зрелище.

Даты и билеты — на сайте театра.

2 место: «Война и Мир»

Театр имени Вахтангова

Постановщики: Римас Туминас (сценическая композиция и постановка), Адомас Яцовскис (сценография), Мария Данилова (костюмы), Гиедрюс Пускунигис (композитор), Анжелика Холина (хореограф), Александр Матвеев (художник по свету). 

В главных ролях: Андрей Ильин, Сергей Маковецкий, Ирина Купченко, Евгения Ивашова, Ася Домская, Лада Чуровская, Ольга Лерман, Ксения Трейстер, Юрий Цокуров, Мария Волкова, Ирина Смирнова.

Римусу Туминасу удалось показать русский эпос так, как он выглядел бы со стороны человека, которому не преподавали роман Льва Толстого в школе. Без предвзятости и стереотипов, внушаемых на уроках литературы — но при этом прослеживая, как «Война и мир» вплетается в культурный код. С одной стороны, повествование в спектакле спокойное, подробное и почти интимное, направленное на раскрытие персонажей, с другой стороны, раскрывая героев, режиссер иронизирует над привычными формулировками из школьных сочинений. Туминас ставит своих героев в смешное положение или пытается показать их темную сторону, по чуть-чуть выводя зрителей за границы привычного хода мыслей. Почти незаметно он переписывает сюжет, перекраивая судьбу старшей сестры Наташи – Веры. В спектакле она остаётся одинокой, неприкаянной и как бы лишней — и все это для того, чтобы в третьем акте, посвященном войне, Вера, Соня и Наташа нестерпимо сильно напомнили зрителям чеховских трех сестер.

Уходя от стереотипного восприятия романа Толстого, Туминас выводит на первый план общие литературные шаблоны, внедрившиеся в наше сознание, а через него — в повседневную жизнь. Так, три судьбы, доступные русским женщинам, полностью описываются тремя сестрам: ненужная (Вера), сломленная (Соня) и смирившаяся (Наташа). Герои-мужчины, в свою очередь, вышли из «маленького человека» Достоевского — именно таким в финале становится дошедший до грани безумия Пьер Безухов, жующий на пепелище кусочек черного хлеба. Туминас буквально переворачивает роман с ног на голову, выводя из него не душеспасительный пафос, а губительные жизненные ориентиры.

Даты и билеты — на сайте театра.

1 место: «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция»

Мастерская Петра Фоменко

Постановщики: Дмитрий Крымов (идея, композиция и постановка), Мария Трегубова (художник), Иван Виноградов (художник по свету), Кузьма Бодров (композитор), Анатолий Войнов (хореограф).

В главных ролях: Евгений Цыганов, Тагир Рахимов, Александр Моровов, Игорь Войнаровский, Роза Шмуклер.

Репетиция оперы «Дону Жуан» на сцене Мастерской начинается так, словно к постановке готовят не Моцарта, а «Крестного отца» Марио Пьюзо. Недовольный игрой артистов, режиссер отстреливает их из ружья одного за одним, заставляя слова Белинского «ступайте в театр, живите и умрите в нем» звучать как никогда буквально. Но Дмитрий Крымов, как волшебник из сказки Шварца, тасует героев, заставляя зрителей смеяться и плакать, чтобы в конечном счете поговорить совсем о другом.

Его главный герой (Евгений Цыганов), отстреливая молодых артистов, постепенно возвращает на сцену состав из спектакля своей юности. Хулиганское начало — первый шаг по пути ностальгии. Неслучайно собранное во втором акте как бы на скорую руку кладбище состоит из бытовых предметов: холодильника, кровати, плиты. Вещи, как и прежние актеры — призраки из прошлого, напоминающие о минутах счастья. Ожидаемая премьера оперы у Крымова оборачивается подведением итогов, а репетиция Моцарта — в генеральный прогон умирания. Так, в преддверии смерти не Дон Жуана, а соединяющегося с ним героя-режиссера, сам зритель может нащупать, как правильно должна прозвучать последняя нота жизни.

Казалось бы, Крымов усложняет и без того непростую задачу, не давая зрителю «зацепиться» за лицо артиста. При желании можно посчитать, что скрытый за маской Евгений Цыганов выполняет опасный театральный трюк и блестяще с ним справляется, но именно факт того, что зритель не видит, а дорисовывает переживания, исходя из голоса и пластики, помогает увидеть в маске главного героя себя.

Даты и билеты — на сайте театра.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: