Альберто Романо Кавекки поставил в Электротеатре камерную пьесу Августа Стриндберга «Пеликан». О том, итальянский режиссер деликатно раскрыл сложную многослойную драму, рассказала Кристина Матвиенко.
Когда занавес, он же – экран для красиво снятых планов лежащей на полу женщины, – распахнется, мы увидим мрачное пространство пустой комнаты с единственным креслом посередине. На нем сидит хозяйка дома, властная и только что овдовевшая Элиза (Татьяна Мариничева). Ей прислуживает Маргарет (Диана Рахимова и Екатерина Кузминская играют эту роль в очередь), с привычной сварливостью выпрашивающая еды для подкрепления своих сил. Но на все жалобы у Элизы один ответ: мы слишком бедны, чтобы позволить себе роскошь прилично питаться и жечь в камине дрова.
Смерть отца становится для героев «камерной» драмы норвежского классика Августа Стриндберга точкой невозврата; после нее — неизбежная катастрофа, но и освобождение от авторитарной власти матери, которая, хоть и сравнивает себя с пеликаном, кормящим детей своим мясом, на самом деле не кормит их вовсе, а только душит. Их дом с деревянным буфетом в стене и камином, который рано или поздно все же растапливают, стал холодным и непригодным для жизни много лет назад, когда Элиза грозила детям, что выпрыгнет в окно, крутила роман с будущим женихом своей дочери и скупердяйничала. Сейчас, выращенные в непростых условиях дети — замужняя, но бесплодная Герда (Алла Казакова) и студент Фридрих (Ольга Хорева), — все так же, как в детстве, боятся матери, но решаются на протест. Мама, считают они, все это время спала и сама не понимала, что мир устроен совсем не так, как она себе представляет.
Пробуждение Элизы, которую актриса Татьяна Мариничева играет откровенно и со всей спрятанной внутри страстью, поражает прежде всего ее саму. Но она не сознается в своих ошибках, не раскаивается, а скорее жалеет себя и близких ей людей, жизнь которых пошла наперекосяк. Фридрих, замечательно точно сыгранный Ольгой Хоревой, не скрывает ни своей «женской» прически и фигуры, ни своих перверсий, слабостей и сумасшествия. Герда упрекает и злится. Аксель (Павел Шумский), муж Герды, а заодно и экс-возлюбленный Элизы, издевается над ней, унижает и «ставит на место».
Свое вечное недовольство женщиной, которая привыкла манипулировать и пользоваться привлекательностью, чтобы добиваться своего, Стриндберг вполне выразил в «Пеликане» (1907) — третьей по счету пьесе после «Ненастья» и «Сонаты призраков», написанной для стокгольмского Интимного театра. Этот театр был придуман драматургом как место, где зритель полностью может погрузиться в действие, не отвлекаясь на антракты и не выпадая из короткой, но насыщенной и глубокой драмы. Героиня «Пеликана» годится на роль чудовища, не понимающего ужаса положения своих «жертв» и токсичности своих действий. Мама злая, но она не виновата — вот главный тезис детей, доведенных до отчаяния. В спектакле Альберто Романо Кавекки (учился у Анатолия Васильева, работал в итальянских театрах, преподает в театральных школах в Европе) Элиза — не чудовище, а яркая женщина трудной судьбы, которая словно находится на сеансе у психотерапевта и шаг за шагом открывает сама в себе такие черные дыры, о существовании которых трудно было даже предположить. И сама ошеломлена этими открытиями.
Неразрешимый узел Стриндберг, как и всегда было в его драматургии и прозе, сложил из абсолютно разных, укорененных в природе человека и приобретенных как навык, видов желаний, агрессий и стремления подавить другого. Выхода тут не может быть никакого — потому в финале все полыхает красным пламенем, это похоже на предощущение будущей свободы. Маленький урок человечности можем, однако, вынести мы, зрители этой компактной, но сильной драмы, в которой обошлись без лишних криков и истерик.