С 23 февраля по 3 марта Фестиваль «Золотая Маска» представит внеконкурсную программу «Маска Плюс». В программе — 8 спектаклей из разных городов России, дискуссии и обсуждения. Описание спектаклей и подробности — в нашем гиде.
«Маска Плюс» проводится уже 14-й раз, кураторами фестиваля стали театральные критики Татьяна Джурова и Алексей Платунов. По их словам, целью «Маски Плюс-2022» было не «загонять искусство в прокрустово ложе выдуманных иерархий», а отправиться в путешествие по неизведанным мирам. В программу фестиваля вошли спектакль о гетеронормативности, перформанс о проблемах девушек-студентов и вербатим о судьбе бурятских трудовых мигрантов в Южной Корее.
Новый язык
Спектакли, которые говорят о новых проблемах — и ищут для этого новый язык.
«Каренин» Уссурийского театра драмы по пьесе Василия Сигарева фокусируется на позиции и невидимых мучениях человека, оказавшегося против своей воли под катком чужой любви. Режиссер Роман Габриа возвращает в пьесу Сигарева фрагменты романа Толстого — так смещение оптики распространяется на всех героев разом. Здесь тихий распев православного канона, грохот дискотеки и сюрреалистичные сцены снов соседствуют с психологическим разбором семейных травм.
Билеты — по ссылке.
«Город Эн» Артема Устинова в Прокопьевском театре им. Ленинского Комсомола — эстетский «спектакль художника» и первая постановка романа Леонида Добычина в России. Актеры здесь выступают операторами воспоминаний главного героя. Нарратива нет — скорее, поток ассоциаций, череда чувственных ощущений и статистических комментариев. Примечательно, что этот спектакль об исчезновении человеческого микрокосма возник в исчезающем шахтерском городе.
Билеты — по ссылке.
«Я танцую как дебил» Челябинского Молодежного театра по пьесе Игоря Витренко поднимает вопрос гетеронормативности и тех ограничений, внутри которых мы живем, часто неосознанно. Яркая постановка в эстетике вечеринки заявляет о том, что любой способ репрезентации, кроме маскулинности, в нашей стране являетя чем-то постыдным.
Билеты — по ссылке.
Истории людей
Вербатим и перформанс, раскрывающие тему через реальные голоса.
«33 сестры» — перформанс пермской компании «немхат». Студентки или недавние выпускницы медицинского вуза рассказывают участникам свои личные истории в разговоре тет-а-тет. Такой формат предполагает самостоятельное выстраивание общения с героинями: слушать ли историю до конца или уйти, вступать ли в диалог или ответить молчанием зависит только от вас.
Билеты — по ссылке.
«Корея 03» — вербатим о жизни бурятских трудовых мигрантов в Южной Корее. По ходу действия личные истории складываются в народный сказ, разрастается до масштаба современной саги о взрослении целого народа.
Билеты — по ссылке.
Проза в современном театре
Спектакли, которые ищут новые способы репрезентации прозы в современном театре.
«Первый субботник» — спектакль-концерт, который сочинили Владимир Антипов, Алексей Забегин и Александр Бянкин. Эстетика соцреализма здесь пропущена через оптику рассказов Владимира Сорокина. Четыре текста автора выполнены в разных жанрах соцреалистической прозы — производственной, деревенской и военной, — и точно воплощают клише официального стиля.
Билеты — по ссылке.
«Серая радуга» — постироничный спектакль независимого Одного театра из Краснодара по рассказу Николая Русского. Здесь актер занимает метапозицию по отношению к тексту — находится между нарративом и комментарием к нему.
Билеты — по ссылке.
«Шатуны» Романа Муромцева по прозе Мамлеева — точная визуализация «русской хтони». В собранных по сусекам декорациях видится ужас и поэзия билибинского леса, а актеры «Балтийского дома» ходят по тонкой и острой грани между хоррором и буффонадой.
Билеты — по ссылке.
Дискуссии
В программу «Маски Плюс», помимо обсуждений спетаклей, вошли три дискуссии. Регистрация на них бесплатна, все дискуссии пройдут на площадке Электротеатра Станиславкий.
На «свидетельство о свидетелях» кураторы пригласили режиссеров, педагогов и театральных мейкеров, работающих со свидетелями и горожанами, чтобы обсудить этический и эстетический кодекс работы с локальным сообществом. На каких принципах в России строятся такие отношения? Какие неочевидные сложности могут возникнуть при создании свидетельских спектаклей? Где границы ответственности всех заинтересованных сторон?
Информация и регистрация — по ссылке.
«Город извне и изнутри» — разговор о современном театральном искусстве «на местах». Вместе с художниками из разных регионов зрители обсудят, как сегодня развиваются локальные театральные проекты и может ли театр стать инструментом для исследования города.
Информация и регистрация — по ссылке.
«Новый национальный театр без экзотики и колониализма» — обсуждение векторов развития национальных театров. Режиссеры, кураторы и исследователи из Татарстана, Башкортостана, Бурятии, Якутии, Марий-Эл, живущие в Москве, обсудят, как национальные театры рефлексируют собственную идентичность и как работают с нею. Что такое традиция и может ли национальный театр существовать вне ее? Нужно ли говорить на своем языке для того, чтобы быть якутским/бурятским/татарским режиссером? И как найти точки входа в национальный театр, будучи ему посторонним?
Информация и регистрация — по ссылке.