В программу малой формы «Золотой маски» вошли «Юдифь» Бориса Павловича, «Все тут.» Дмитрия Крымова и «Финист ясный сокол» Жени Беркович. Еще зрители смогут узнать о знаковом для татарской культуры поэте Сагите Рамиеве, послушать монологи Вертинского и увидеть инсценировку романа «Товарищ Кисляков» от Александринского театра. Мы собрали все спектакли в одном гиде.
Один на один с миром
В малой форме в этом сезоне представлено сразу несколько моноспектаклей. Их герои либо свидетели эпохи, либо ее созидатели, чье творчество оказало влияние на культуру страны и народа. Спектакль «На заре» повествует о знаковой фигуре для татарской поэзии Сагите Рамиеве — но в рассказе о его сложной судьбе режиссёр Туфан Имамутдинов не использует слов, только пластику. В спектакле «Интервью В.» Романа Кагановича присутствует текст — но и пластика актера Сергея Азеева не менее важна. На этот раз сложившейся творческий тандем обращается к мемуарам Александра Вертинского, передавая его образ не столько текстом, сколько движением.
«Сектор газа» Анатолия Праудина — заключительная часть его документальной трилогии о человеке в экстремальных обстоятельствах. Главный герой трудится в зоопарке в нескольких километрах от сектора газа и ему все нравится. А бомбы — так они просто пролетают мимо. Спектакль «Юдифь» Бориса Павловича — еще одно свидетельство времени с отсылками к библейскому тексту, так точно ложащемуся на новостные заголовки. Сложный мелодичный текст в исполнении Катерины Таран гипнотизирует — но не для того, чтобы погрузить зрителя в забвение, а для того, чтобы помочь ему проснуться.
Почти кино
В споре, какое искусство является для нас важнейшим, все чаще побеждает синтез. Театр часто обращается к кино за сюжетами, а визуальный язык давно стал универсальным для всех зрелищных искусств. За основу «Танцующей в темноте» Елизавета Бондарь берет сценарий Ларса фон Триера, но спектакль совсем не походит на фильм — и, в первую очередь, отличается угнетающей атмосферой, близкой к антиутопическим романам. Режиссер обращается к теме жертвы: «Женщина борется за своего сына, и ее жизнь становится самой важной жертвой. Фактически, ее жизнь равна жизни этого ребенка. Мы рассуждаем с точки зрения того, оправдана ли вообще такая жертва и может ли быть оправдана любая жертва, принесенная ради близкого человека. Нужна ли такая жертва?»
Спектакль «Нана» Александринского театра тоже посвящён судьбе женщины, но рассматривает ее как сплетение ожиданий общества и мифологических тропов. Это артхаус, но способный дотянуться до каждого зрителя через точную актерскую работу исполнительницы главной роли – Анны Блиновой. «Товарищ Кисляков» Андрея Калинина тоже отсылает к камере, но уже зрительского внимания, подмечающей все, в чем может угадываться фальшь. Инсценировка почти забытого романа о подстраивающемся под новое время и постепенно теряющем себя человеке создана минималистичными, но точными средствами. И это позволяет удержать грустную иронию в сюжете, который в кратком пересказе мог бы прозвучать, как фарс.
Московская программа
В этом году в малой форме номинированы две московские постановки. Спектакль «Все тут.» Дмитрия Крымова, светлый и грустный, как ностальгия, передает, как тонко искусство может переплестись с жизнью. При помощи сюжета пьесы Торонтона Уайлдера «Наш городок» режиссер выводит на сцену свои личные воспоминаниями о семье.
«Финист ясный сокол» — полная противоположность лиричному спектаклю Крымова, хотя в нем звучат исключительно женские голоса. Постановка Жени Беркович создает ощущение сложной математической задачи, в которой нет правильного ответа. Судьбы девушек, вышедших замуж за мусульман из радикальных исламистских группировок, переданы не предвзято: право понять их остается полностью за зрительным залом.