Экспериментальняа программа «Золотой маски» интригует смелыми решениями. Здесь есть и пластический спектакль, в котором зрители влияют на состояние танцовщицы, и работы с реальными людьми вместо актеров, и даже обучение языку птиц. Чтобы вы не заблудились в этом разнообразии, мы собрали подробный гид.
Человеческий голос
В этом сезоне в номинацию «эксперимент» вошли сразу несколько документальных проектов. Часть из этих постановок способны удивить своей формой, но, кажется, это не единственная причина такого потока документальных свидетельств. В информационном гуле становится все сложнее услышать и понять другого, а преодоление дистанции между людьми стало сродни эксперименту.
Название спектакля «Чын татар» переводится как «истинный татарин». Героев авторы спектакля Дина Сафина и Ксения Шачнева набирали по опен-коллу: это реальные люди, решившие рассказать со сцены об идентичности и о том, как она меняется со временем.
Спектакль «Пермское море» театральной компании «нехмат» проходит в бассейне. Пока его участники, студенты пермских ВУЗов, делятся своими мечтами, планами и мыслями, поверх их голосов зрители слышат дыхание пловцов, преодолевающих в этот момент сопротивление воды.
Фантастические миры
Вообразите сказочную реальность, в которой человек мог бы понять птиц или будущее, где пьесу Чехова «Чайка» играют роботы. На самом деле и то, и другое можно ни только вообразить в самой смелой фантазии, но и увидеть на сцене прямо сейчас.
В спектакле «Робот Костя» Ивана Заславца роль Треплева исполняет промышленный робот Hyundai HS 165. Этому устрашающему гиганту, прикрученному к полу и не способному броситься следом за Ниной, сопереживаешь не меньше чем мультяшному ВАЛЛ-И.
«Университет птиц» — иммерсивный спектакль «Театра взаимных действий», — тоже дает урок сопереживания, но только к пернатым. Спектакль объединяет в себе обучение птичьему языку, музей исчезающих видов и целую воробьиную оперу.
Слова, слова, слова
Пластический спектакль «hAVA» режиссера Туфана Имамутдинова связан со словом напрямую, через микрофоны, находящиеся у зрителей. Как повелительные глаголы влияют на жизнь женщины в семье, так и зал влияет на движение исполнительницы. «|Общее место|» Полины Кардымон и Элины Куликовой — это спектакль-книга, переводящий чувства и воспоминания в текст, картинки, медиафайлы.
Совместные переживания
«[Сыра земля] Коромысли. Глава 2» — вторая часть аудиального перформанса Полины Кардымон, складывающийся в общий плач по ушедшим. Переживание смерти в нас самих сильно табуировано — спектакль же дает возможность пережить его, как совместный опыт.
Совсем другого рода переживание ожидает зрителей на спектакле «Симулятор школы». На час, то есть один урок плюс перемену, каждый участник погружается в свое школьное прошлое — и может даже отыскать среди учеников самого себя.