В раздел большой формы на «Золотой маске» вошли все главные премьеры последнего года. Зрители смогут увидеть «Утиную охоту» Романа Кочержевского в Театре им. Ленсовета, два спектакля Дмитрия Крымова, «Братьев Карамазовых» Льва Додина, «Школу жен» Миндаугаса Карбаускиса и другие громкие постановки — мы собрали их в одном гиде.
О людях
«Утиная охота» в постановке Романа Кочержевского — яркий пример нового прочтения знакомого материала. Пьеса Вампилова, которую принято трактовать как отражение времени застоя, в руках Кочержевского становится личной историей Зилова — его мотиваций, поступков и внутреннего конфликта.
«Сын» в постановке Юрия Бутусова — спектакль об отчужденности, об отсутствии эмпатии. В характерной образной манере режиссер создает мир пьесы Флориана Зеллера о сыне, тяжело переживающем развод родителей, об их тщетных попытках помочь мальчику — и о плотном вакууме, повисшем между всеми героями.
В «Братьях Карамазовых» Льва Додина зритель сам как бы становится участником преступлений. Разомкнутая сценография и монологи, обращенные в зал, ставят вопрос о доверии к сценическому тексту, а монтаж спектакля, превращающий роман в единый событийный поток, забирает зрителя с головой на все три с половиной часа.
«Тайм-аут» — спектакль Петра Шерешевского по пьесе Марины Крапивиной. Сюжет о жизни социального работника здесь превращается в рассуждение о законах мироустройства: как работают механизмы, запускающие цепочку событий, и кто может на них повлиять?
Пьеса Александра Сухово-Кобылина «Дело» — история о столкновении человека с бездушной мощью бюрократической машины. В постановке Дмитрия Егорова пьеса обретает вневременные очертания, сохраняя авторскую долю иронии и трагикомичную интонацию.
Об искусстве
«Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» — новый спектакль Дмитрия Крымова в Мастерской Н.П. Фоманко. Это постановка о творчестве как о способе жизни художника, о том, что для человека театра зазор между реальностями отсутствует, а репетиция — постоянный процесс, не ограниченный работой над постановкой.
«Школа жен» — спектакль по пьесе Мольера в остром переводе Дмитрия Быкова. Миндаугас Карбаускис переворачивает хрестоматийный сюжет: в его прочтении именно подчинение морали и тирании приводят к их краху.
«Костик» Дмитрия Крымова — спектакль-феерия с множеством сцен-метафор, в которой текст Чехова служит не основой, но скорее поводом к действию. Это один из самых политизированных и мрачных спектаклей Крымова, не лишенный, впрочем, нежности и теплой иронии.
О куклах
«Иваново детство» от казанского ТЮЗа — смелый эксперимент и крайне точная метафора. Иванов в спектакле два: один из них, с постаревшим лицом, вспоминает события прошлого. Второй, принимающий в них участие — кукла; он не наделен субъектностью, и лишь вынужден действовать в условиях войны, которая наносит ему травму.
«Ходжа Насреддин» — кукольный спектакль Тимура Бекмамбетова. Это и сказка, и философская притча с аллюзиями на русскую литературу, созданная с использование минимальных декораций.