28 октября Театр на Юго-Западе бурлил праздничным настроением. Ведущая актриса театра, заслуженная артистка РФ Карина Дымонт, праздновала двойной юбилей. Тридцать лет тому назад, в день своего двадцатилетия, Карина впервые вышла на подмостки «Юго-Запада». И сразу в главной роли в трагедии «Ромео и Джульетта»! За прошедшие годы Джульетта повзрослела, повзрослели и ее героини.
Лучшим подарком на юбилей для любой актрисы становится желанная роль. В новый возрастной и игровой диапазон Карина Дымонт выходит с удовольствием и с целым букетом ролей-желаний, которые хотелось бы и наверняка предстоит сыграть. Начало положено – Эмилия Марти – вечно молодая, прекрасная, талантливая. Счастлива ли она в своей нескончаемой жизни?
«Вьюноши летучие» и мечтательные девицы города Праги не на шутку взволнованы. Они готовы бросить свои едва начавшиеся жизни в топку любви и поклонения звезде оперной сцены Эмилии Марти (Карина Дымонт). Саму Эмилию интересуют вовсе не слава и признание и даже не вокальное искусство. Она озабочена делом некоего Альберта Грегора (Максим Метельников), который давно и безуспешно судится с бароном Прусом (Евгений Бакалов) за наследство. Певица рассказывает молодому человеку и его адвокату Коленатому (Сергей Бородинов), что у барона есть бумага, которая поможет им выиграть дело. Взамен Эмилия хочет получить от Грегора старинную рукопись. Альберт ничего не знает о рукописи, зато о ней знает Прус – ее истинный владелец. Фабула сюжета закручивается в настоящее «макраме» и правду уже невозможно отделить от лжи. Тем более что певица рассказывает всем заинтересованным сторонам такие невероятные подробности столетней давности, какие может знать лишь их непосредственный участник!
Отчаявшись выпутаться из тенет лжи, Эмилия вынуждена признаться, что она действительно жила в те времена, когда возникло дело Грегора, и даже ранее. 337 лет тому назад ее отец, императорский медик, грек Макропулос, изобрел рецепт бессмертия. За свою долгую трехсотлетнюю жизнь героиня неоднократно превращалась в женщин разных национальностей и биографий. Единственное, что она не меняла никогда – это инициалы Э.М. Однажды она отдала рукопись зелья бессмертия своему любовнику, предку барона Пруса. Теперь артистка мечтает вернуть рецепт назад.
Удача роли Эмилии Марти в ее естественной «бенефисной» сути, ведь исполнительница имеет возможность перевоплощения в разнообразные характеры и судьбы с разбросом темпераментов и эмоций. Карина Дымонт искусно использует эту особенность персонажа в своей игре. В первом действии актриса органично и незаметно подводит зрителя к мысли, что признание певицы в своем невероятном существовании вызвано не столько желанием получить рецепт обратно, сколько ее отчаянием от невозможности уйти из жизни и одновременного страха перед смертью. Похоже, Эмилия сама не знает, чего хочет больше: жить дальше, что стало привычкой или умереть. Бесконечный ад земного бытия давно разочаровал ее в жизни.
Во втором действии от очевидной внутренней трагедии актриса переходит в яркую характерность. Ее героиня уже с облегчением смотрит на любое будущее, потому что она сделала важное признание и убедила всех в подлинности действия рецепта. Теперь ей не страшен никакой суд – ни земной, ни небесный. Эмилия словно помолодела еще больше и вышла на самозванное судилище, устроенное всеми героями пьесы, в пурпурном платье невиданной красы. Она отлично понимает, что, скорее всего, покончит с жизнью, и потому позволяет себе «100 грамм для храбрости».
Трюк с красным платьем, как эффект красного платка еще одной литературной и сценической знаменитости – Джулии Ламберт, удался на славу! От актрисы, которая и так не покидает центр сцены, стало совершенно невозможно оторвать глаз.
Известно, что «короля играет свита». Так и партнеры Карины делают все, чтобы придать бенефису выразительность и выгодно оттенить свою королеву. Актерский ансамбль празднично великолепен. Это магнетический Андрей Санников в роли восторженного Гаук-Шендорфа, драматичный и выверяющий до дюйма своего героя Евгений Бакалов в роли Ярослава Пруса, мастера гротеска, рассчитанного в точной пропорции с характерностью спектакля – Сергей Бородинов (адвокат Коленатый), Александр Байдаков (архивариус Витек), Максим Метельников (Берти Грегор). Сын Пруса Янек (Егор Кучкаров) и дочь Витека Кристина (Елена Лунцова) поначалу представляют собой почти опереточную парочку. Все меняет самоубийство Янека, влюбленного в певицу Марти. Не эта ли смерть становится причиной финального поступка трепетной Кристины, взрослеющей на глазах?
Елена Шестовская играет служанку Эмилии Дэлию с неподвижным взором – вечную тень своей хозяйки. Кажется, ничто не способно изменить ее застывшую мимику, но внутри героини кипят подлинные страсти: наблюдая за своим кумиром, она делает правильный выбор, может быть, впервые в жизни отклоняясь от пути Эмилии Марти. Дэлия отказывается последовать примеру певицы и воспользоваться волшебным зельем для вечной молодости, хотя какой женщине не хочется оставаться молодой?
Постановщик спектакля вводит в пьесу чешского драматурга Карела Чапека новых героев и новое видение финала. Из фантастической комедии спектакль становится фантастической трагедией, концентрацией неприглядных сторон жизни и смертей, которые кажутся героям не только естественным, но и желанным концом. Тему потустороннего измерения развивают образы Инферно (Андрей Кудзин, Людмила Лазарева, Игорь Золотарев, Анна Рыкова). Это юноши и девушки, павшие жертвами любви к актрисе Марти. Черные нежити, извивающиеся, словно от боли, дергающие струны невидимых инструментов души, уводят за собой в свой неведомый мир вечности и саму Эмилию Марти. Пьеса написана автором в 1922 году. Конец спектакля Олега Леушина созвучен всему тому, что происходит сейчас, ровно через сотню лет: нашим страхам, тревогам, мыслям.
И только актриса Карина Дымонт, у которой есть свой нехитрый рецепт молодости, остается прежней: любимой зрителями и коллегами, влюбленной в театр, загадочной, беспредельно вдохновенной и вдохновляющей.