На Исторической сцене Большого театра развернулось пышное красочное действо — балет «Катарина, или Дочь разбойника», номинант (а позже, как выяснилось, и лауреат) российской национальной театральной премии «Золотая маска». Спектакль Жюля Перро на музыку Цезаря Пуни о приключениях итальянской красавицы и влюбленного в нее художника привез Красноярский театр оперы и балета, впервые показавший его в 2021 году. Премьеру фактически забытого балета, созданного еще в начале XIX века, осуществила творческая креативная команда — хореографы Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц, сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам Елена Зайцева, дирижер Иван Великанов и композитор Петр Поспелов, сделавший реконструкцию партитуры. Надежда Травина делится впечатлениями от спектакля.
В основе типично романтического сюжета — перепетии прекрасной разбойницы Катарины, ревнивого слуги Дьяволино, мечтательного художника Сальватора Розы, вдовы Флоринды и герцога Альбано. Разобраться со всем этим довольно сложно, поэтому красноярская команда придумала стилизованные под старину вывески-титры, которые сообщали, где, собственно, оказались герои («Абруццкие горы, где Катарина встречает художника Сальватора Розу»). Эти же подсказки появлялись и в самом конце спектакля, в котором существует три финала. Три версии окончания балета возникли еще при его «прошлой жизни»: в первом Катарина погибала от рук разбойника Дьяволино, во втором — погибал Дьяволино, а разбойница уходила в монастрь, и, наконец, полный хеппи-энд случился лишь в третьем. Красноярский оперный театр представил все развязки подряд, и это выглядело весьма впечатляюще.
«Катарина, или Дочь разбойника» — настоящий раритет. Для того, чтобы возродить эту фактически забытую партитуру, композитору Петру Поспелову пришлось многое дописывать и оркестровать, опираясь лишь сохранившиеся в архиве Большого театра партии. Результат оказался грандиозным, музыка буквально искрилась пленительными мелодиями, ритмами, которые легко воспроизводил оркестр театра под управлением Ивана Великанова. Немалую археологическую работу проделали балетовед Ольга Федорченко, специалист по творчеству Перро и музыковед Елена Черемных: в итоге, история, написанная два столетия назад, обрела новую счастливую исполнительскую жизнь. Сценография поражала своей красочностью, иллюстративностью — зритель то попадал в мастерскую художника, то в лесное пространство, то в карнавал в Риме. А для изображения горного обрыва с мостом в конце первого акта художник Альона Пикалова использовала случайно найденный в смоленском музее подлинный пейзаж Сальватора Розы. Приятное визуальное впечатление усиливали и костюмы, стилизованные под моду XIX века.
Хореография Боброва и Малхасянц, с одной стороны, наследовала традиции легендарного хореографа Пьера Лакотта — спектакль был фактически целиком построен на классических па, фуэте, поддержках, с другой — тяготел к современному языку танца (балетоведы выделяют в «Катарине» двойные ассамбле, эффектные движения кордебалета, grand pas). Блистательная солистка балетной труппы Красноярского театра Елена Свинко в образе Катарины демонстрировала чудеса виртуозности и грации на сцене — чего только стоит ее феерические двойные фуэте. Остальные участники этих разбойничьих приключения также были на высоте: и Георгий Болсуновский в роли Дьяволино, и Матвей Никишаев в роли Сальватора Розы. А одной из самых запоминающихся сцен стал так называемый «танец с ружьями» в руках милых разбойниц, которые выстроились в две шеренги по 24 человека и оглушили публику выстрелами. «Катарина, или Дочь разбойника» — наглядный пример, как в 2023 году можно, не боясь показаться старомодными, воплотить в жизнь спектакль из далекой музыкальной и танцевальной эпохи, сделать его актуальным, нескучным, привлечь к его просмотру современную аудиторию. 11 номинаций на «Золотую Маску» и победа команды, ставшей лучшим спектаклем по версии жюри — тому доказательство.