В Москве прошла премьера аудиоспектакля «Встречи и расставания» режиссера Дмитрия Волкострелова. Очередной иммерсивный проект Мобильного Художественного Театра был посвящен историям жителей района Лефортово. Публика должна была пройти по местам, по которым когда-то бродили герои сюжета драматурга Лейлы Эрдман — почувствовать их эмоции, пережить конкретные ситуации, взглянуть на их историю глазами современных людей. События из прошлого воссоздавали актеры Юлия Снигирь и Михаил Тройник, записавшие текст для мобильного приложения. Надежда Травина отправилась на вечернюю прогулку по местам влюбленной пары.
Телефон, зарядное устройство, наушники — вот что необходимо взять с собой, отправляясь на спектакль Мобильного Художественного Театра (МХТ). Придуманный иноагентом Михаилом Зыгарем, иммерсивный проект пытается переосмыслить традиции и условности театральных жанров, где сценой становится пространство города, актеры — проводниками-экскурсоводами, а публика — путешественниками. Спектакли МХТ — это увлекательные бродилки по конкретному маршруту, выстроенному на основе сюжета, который рассказывают актеры в мобильном приложении. Вместо покупки билета нужно лишь скачать себе на гаджет одну историю и вот, ты уже становишься частью (не)существующих событий: ходишь от одной точки к другой, ориентируясь на карту, впитывая в себя звуки, запахи, архитектуру места.
В аудиоспектакле «Встречи и расставания» Дмитрия Волкострелова зритель изучает архитектуру старинного Спаса-Андроникова монастыря, видит шлюзы и горбатые мостики через реку Яузу, здания XIX века. Истории района Лефортово сплетаются в причудливый узор, в котором можно разглядеть истории из жизни Андрея Рублева и Петра I, Андрея Туполева и Марлена Хуциева. А началом этого двухчасового променада стал перрон станции метро «Площадь Ильича», где впервые встретились герои сюжета (их озвучивали актеры Юлия Снигирь и Михаил Тройник). Тем, кто ни разу не становился участником иммерсивного действия, трудно — нет ни указателей, ни каких-либо ясных визуальных ориентиров, кроме голосов актеров в ушах и карты со всплывающими фото подсказками на экране. Есть риск стартовать позже остальных и немного заблудиться, однако всегда можно выбрать свой темп и не торопиться. А для тех, кто пришел на спектакль вдвоем, Волкострелов разработал два разных маршрута. Впрочем, финальная точка у всех одна — водочный завод «Кристалл», ныне модный творческий кластер «19.01 на Кристалле», открытый в конце августа. И не просто целиком территория, а посадочная платформа недействующей железной дороги — таким образом, круг замкнулся, история закольцевалась.
«Наш спектакль — попытка удержать, зацепиться за мгновение, заморозить его — и переслушивать и вспоминать. Это своеобразный гимн жизни, свободе и любви, путешествие по частично вымышленной Москве и по закоулкам сознания и подсознания. Здесь перемешиваются документы эпох, фрагменты личных дневников, сочинённые тексты, факты исторические и чувственные, первое лицо и третье, близость и отчуждение. Спектакль напоминает ленту новостей в социальных сетях, бусы из разных информационных оттенков. Торт „Наполеон“ из новостей трагических, лирических, смешных, трогательных и живых», — говорит драматург проекта Лейла Эрдман. Правда, вслушиваться в смысл текстов, бывает трудно: все усилия направлены на то, чтобы элементарно не сбиться с пути следования. Отсутствие перформера-проводника, конечно, усложняло задачу зрителю, однако, такая самостоятельность делала каждого полноценным участником действия. Каждый мог пережить свои удивительные «Встречи и расставания» – тогда, когда ему это будет удобно, не ориентируясь на кого-либо.