В московском театре Новая опера имени Евгения Колобова проходит традиционный Крещенский фестиваль. На открытии была представлен спектакль «Война и мир. Наташа и Андрей» — первый совместный творческий проект театра, Молодежной оперной программы Большого театра России и Мастерской Брусникина. Главные партии исполнили молодые вокалисты, в постановочную команду вошли выпускники театральных вузов, а за пульт оркестра Новой оперы впервые встал 29-летний маэстро Тимур Зангиев. Гигантская по масштабу и продолжительности опера Прокофьева была показана в формате semi-stage: режиссер Алексей Мартынов выбрал лишь тринадцать сцен, сфокусировав внимание на любовной линии Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Абстрактная минималистская сценография, придуманная Сергеем Рябовым, придавала спектаклю актуальность. Современный «визуал» органично переплетался с одеждой и танцами XIX века (в спектакле принимали участие танцовщики из Московского государственного хореографического училища имени Лавровского). Надежда Травина побывала на премьере и делится впечатлениями.
Спектакль «Война и мир. Наташа и Андрей» в Новой опере — тот редкий случай, когда на сцене видишь свежие юные лица, которые являются не просто «массовкой», а поют главные партии. В этом и есть уникальность задумки триумвирата — Новой оперы, «Молодежки» Большого театра и Мастерской Брусникина. Дать возможность выпускникам музыкальных и театральных вузов полноценно заявить о себе на оперной сцене, обратить на себя внимание публики и других режиссеров и в каком-то смысле выйти из зоны своего комфорта — именно такие задачи определили худрук «Молодежки» Дмитрий Вдовин и директор Новой оперы Антон Гетьман. Для режиссера Алексея Мартынова это вообще дебют в оперном жанре, и надо сказать, он вышел достойным и убедительным. Понимая, что поставить гигантскую оперу Прокофьева целиком за один вечер явно не получится, режиссер сконцентрировал действие на линии Наташи и Андрея, на том самом мире, коснувшись темы войны контурно. Из 13 картин он оставил лишь 9, в которых герои романа-эпопеи Толстого взрослели на глазах у публики, нарушая временной контекст — Наташа 16-ти лет сменяла Наташу, молодую женщину, сидящую возле умирающего Андрея, растерянный и робкий Пьер превращался в смелого и отважного Пьера на поле боя. Отказавшись от воспроизведения крупных массовых сцен, баталий и других военных действий, как бы избегая раскрытия антагонистического смысла названия романа, Мартынов сделал повествование романтическим, бытовым, уместным и для нашего времени. Нарезку сцен, которая для кого-то и нарушала цельность действия, скрепляла видеопроекция — омут памяти, оживлявший воспоминания первой встречи Наташи и Андрея, их призрачные силуэты (видеохудожник — Вера Ахмеджанова).
В спектакле задействованы студенты и выпускники Молодежной оперной программы Большого театра — и все, без исключения, проявили себя блестяще. Во-первых, каждый из них был похож на своего героя внешне (за что, конечно, отдельное браво гримерам): так, Пьер (Илья Легатов) словно сошел с экрана фильма Сергея Бондарчука, а холодная красавица Элен (Ульяна Бирюкова) притягивала к себе, как магнит. И дерзкий Анатоль (Игорь Онищенко), и непосредственная Соня (Валерия Торунова), и, конечно же, благородные Наташа и Андрей (Елене Гвритишвили и Илья Кутюхин) со всей отдачей и пылкостью, свойственными молодым людям, проживали жизнь своего героя, убеждая слушателей. Вокально каждый из них звучал весьма точно — очевидно, сказывался солидный опыт выступлений в разных вокальных проектах «Молодежки» — но и актерски это было замечательно. Оркестр под управлением Тимура Зангиева деликатно и аккуратно поддерживал монологи и ансамблевые сцены, однако звучал не всегда безупречно. В целом, постановщиков спектакля «Война и мир. Наташа и Андрей» можно поздравить с хорошей крепкой работой. Пусть и не претендующей на эксперимент, новое прочтение и не предлагающей какой-то новой режиссерской концепции, однако сделанной с максимальным уважением и любовью к великому роману Толстого и не менее великой опере Прокофьева.