В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке Евгения Писарева. Историю «колхозного Евгения Онегина», как сам называл свою оперу композитор, представили солисты и оркестр под управлением Арифа Дадашева. На сцене театра на Большой Дмитровке разворачивался сюжет по мотивам рассказов Сергея Антонова – классический любовный треугольник, возникший в условиях колхозного быта и советской действительности. Режиссер избавил спектакль от сильного идеологического пафоса и вместе с художниками Максимом Обрезковым и Асей Мухиной погрузил в кинематографичное пространство, полное чувств и эмоций. Надежда Травина посетила один из показов и делится впечатлениями.
Несмотря на советскую основу оперы, в Советском Союзе ее сценическая судьба сложилась неудачно. Премьера 1961 года с Ириной Архиповой в главной партии выдержала всего два спектакля и оперу сняли с репертуара. Потом были показы в Новосибирске, Перми, Вильнюсе и других городах, но особого успеха «Не только любовь» не имела. Скорее, подлинный расцвет оперы пришелся в наше время: можно вспомнить спектакли Мариинского театра, «Санктъ-Петербургъ оперы» и студенческий полусценический вариант от Института музыки имени Шнитке. В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко сочинение Щедрина реанимировали с 1981 года, попытавшись показать его современным, живым языком. Постановщики не стали переносить действие, но максимально размыли контекст: о том, что речь идет о колхозе, можно было понять только благодаря титрам над сценой. Художник-постановщик Максим Обрезков поместил героев в абстрактное пространство, усиленное сине-черным светом, вдали которого были прорисованы высоковольтные вышки (отсылка к индустриализации тех лет). Герои, одетые в незатейливые деревенские одежды по моде 30-х (художник по костюмам Мария Данилова), напоминали персонажей культовой картины «Кубанские казаки». Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви.
Евгений Писарев, мастер комического жанра, удачно объединил лирику и юмор, драму и иронию – получился спектакль, который на языке телесериалов звучит как «драмеди». Веселые бытовые сцены – будь то деревенская «дискотека» с местным оркестром или знаменитые частушки Варвары – органично оттеняли любовные сцены Володи Гаврилова и Варвары Васильевны, а также ее отчаянный монолог-исповедь в конце. Именно ее признание самой себе – о том, что, будучи «железной леди», посвящающей себя исключительно родине, попалась на любовную удочку и теперь не знает, что делать с этой нахлынувшей любовью – стало кульминацией всего спектакля. Наталья Зимина попала в образ на двести процентов, показав сильную и независимую и одновременно ранимую женщину, оказавшуюся на перепутье. Властные интонации в ее голосе сменялись трогательными, полными тоски и отчаяния. Блестящее перевоплощение в бесшабашного Володю получилось и у Владимира Дмитрука. Артист и распевал частушки, и танцевал вприсядку и едва ли не на руках ходил, изображая этого повесу. А вот его невесте Наташе в исполнении Элеоноры Макаровой не хватило нежной порывистости, хотя вокально она соответствовала и образу, и возрасту своей героини.
Оркестр под управлением Арифа Дадашева искусно демонстрировал тембровые и гармонические находки партитуры Щедрина, подчеркивал фольклорные стилизации и лейтмотивы, словно договаривающие за героев. Экспрессионистский накал в духе монодрам Шенберга растворялся в шутливых «прокофьевских» темах, и слушая утверждение о том, что «когда парень изменил, это не изменушка. Считается изменушка, когда изменит девушка», думать о невзаимной любви Варвары Васильевны – колхозной Татьяны Лариной и Володи Гаврилова – столичного Евгения Онегина – совсем не хотелось. Не только любовь, но и..?