В ДК «Рассвет» – площадке, ставшей местом притяжения современной академической музыки – открылся цикл концертов «Schönberg 150», приуроченный к юбилею австрийского композитора Арнольда Шёнберга. Это совместный проект «Рассвета» и Камерного оркестра «Околобаха» – молодого столичного коллектива, основанного четыре года назад, но уже заявившего о себе очень ярко. Идея исполнить знаковые сочинения нововенца принадлежит дирижеру, художественному руководителю оркестра Максиму Бетехтину. Пять концертов цикла обещают полное погружение в мир позднеромантической, атональной и додекафонной музыки XX века. Надежда Травина побывала на открытии и делится впечатлениями.

Камерный оркестр «Околобаха» был образован в Московской консерватории: в его состав вошли ее студенты и выпускники, лауреаты многих международных конкурсов. Максим Бетехтин собрал талантливых перспективных музыкантов, готовых не только к упорному труду, но и к экспериментам. Не так давно коллектив провел серию концертов «Без дирижёра» – аутентичное исполнение концертов для фортепиано с оркестром с солирующим дирижёром, продолжив традиции барочного исполнительства и отчасти идею «Персимфанса». В репертуаре «Околобаха» – не только Бах и другие композиторы эпохи барокко, но и музыка эпохи классицизма, советский авангард, зарубежная музыка ХХ века и творчество современных композиторов. Музыканты утверждают, что их цель – создать комфортной и интересной среду для слушателей и «привлечь их к музыке, которую они так любят.

Новая программа «Околобаха» воспевает имя Арнольда Шёнберга – создателя знаменитой нововенской школы и додекафонии. «Узнав о предстоящем юбилее композитора, я захотел поиграть что-то из его сочинений вместе с командой «Околобаха». Как только я стал углубляться в тему, быстро пришло понимание, как мало музыки и всяческого другого наследия Шёнберга знают даже профессиональные музыканты, не говоря уже о простых слушателях, – поделился Максим Бетехтин. – Многие сочинения показались очень интересными и чем больше таких пьес копилось, тем отчетливее становилась идея создания цикла концертов. Я предложил эту мысль ребятам, потом площадке и вскоре все согласились». Концерты абонемента «Schönberg 150» пройдут с сентября по декабрь и охватят почти всё камерное творчество композитора. Вместе с камерным оркестром «Околобаха» его представят выдающиеся солисты Константин Сучков, Наталья Смирнова, Алиса Тен, Михаил Фейман, Семен Мусатов.

По словам художественного руководителя «Околобаха», первый концерт задуман как вводный в грандиозный цикл, включающий в себя раннее сочинение Шёнберга – Камерную симфонию №1, и его уникальные оркестровки произведений авторов, чьё творчество повлияло на стиль и мышление нововенца. Перед началом концерта музыковед Юлия Кошелева кратко рассказала о значении фигуры Шенберга для музыкального искусства, доходчиво и понятно объяснив его метод мышления, стиль письма и даже принцип додекафонии. В Первой симфонии оркестр подчеркнул ее позднеромантический генезис, экспрессивность, особенно выделяя тему-утверждение, которая здесь выступала в качестве лейтмотива. Игру музыкантов отличали сбалансированность, слаженность, взаимодействие как в целом, так и между солистами – чувствовалось, как музыканты увлечены исполнением.

Особым украшением программы стали «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси и «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера в оркестровках для камерного оркестра Шенберга. В первой пьесе музыканты погрузили в атмосферу блаженства и созерцания далекой античности, которую создавали пасторальные наигрыши флейты, переливы арфы. «Оркестровки Шёнберга – это маленькое чудо, – говорит Максим Бетехтин. – Было очень увлекательно работать с фисгармонией, которую автор использует в обеих пьесах, и которая еще появится в нашем абонементе далее. Очень тембристый очаровательный инструмент!». Вокально-симфонический цикл Малера, повествующий о смысле жизни, о ее красоте и ценности, прозвучал в исполнении солиста Нижегородского театра оперы и балета, баритона Константина Сучкова. Солист проникновенно, убедительно и психологически точно преподносил малеровские миниатюры, «одетые» в изящную камерную инструментовку, а «Околобаха» создавал идеально точный, аккуратный аккомпанемент. Следующее погружение в мир Арнольда Шенберга состоится уже 15 октября. Второй концерт цикла «Schönberg 150» посвящен музыкальным воплощениям сумеречного, ночного и сновидческого: камерный оркестр «Околобаха» и солисты исполнят Серенаду, «Побеги сердца», «Лунный Пьеро», Ноктюрн для арфы и струнных.