В «Новой опере» стартовал ежегодный Крещенский фестиваль – цикл симфонических и камерных концертов, опер, хоровой и вокальной музыки. По традиции, январский марафон открылся большой премьерой – в этот раз ей стала опера американского композитора XX века Сэмуэля Барбера «Ванесса». Драматический режиссер Дмитрий Волкострелов, уже известный своими работами в музыкальном театре (в частности, не так давно он ставил другую оперу композитора прошлого столетия – «Человеческий голос» Пуленка) представил «мыльную» историю любви двух женщин к двум мужчинам с разницей в 20 лет как захватывающее черно-белое немое кино и одновременно рассказ о прошлом из настоящего. Вместе с художником-постановщиком Лешей Лобановым он выстроил трехмерное сценическое пространство, за действиями внутри которого нужно было следить буквально не отрывая глаз. Солисты театра и оркестр под управлением Андрея Лебедева убедительно передали весь спектр чувств, эмоций, настроений этой позднеромантической декадентской музыки. Надежда Травина побывала на первом показе премьеры и делится впечатлениями.
Спектакль Дмитрия Волкострелова отличает две важные составляющие – сложность задумки и красота воплощения. Взяв за основу либретто Джан Карло Менотти, оперного композитора, писавшего тексты для опер, режиссер превратил эту по сути «Санта-Барбару» (главный герой Анатоль соблазнил сначала одну девушку, его сын – другую, та от него забеременела и избавилась от ребенка) в одну большую роскошную картинку эпохи модерн. На первом этаже трехмерной конструкции снимался фильм «Ванесса»: актеры Алексей Мартынов (Анатоль), Серафима Гощанская (Эрика) и Наталья Сапецкая (Ванесса) изображали страсти без слов, картинно заламывая руки и убегая. На третьем этаже, над сценой, транслировался перевод их действий в словесное описание – как в настоящем немом кино были показаны комментирующие титры-карточки (видеохудожник – Игорь Домашкевич). И, наконец, на втором этаже разыгрывалась уже опера «Ванесса», где солисты театра Марина Нерабеева (Ванесса), Екатерина Мирзоянц (Эрика), Алексей Татаринцев (Анатоль), Александра Саульская-Шулятьева (Баронесса, здесь – Медсестра), Дмитрий Зуев (Доктор) пели за постаревших героев, оказавшихся то ли в доме престарелых, то ли в психбольнице. Их партии, насыщенные особой чувственностью, пряным мелодизмом, экзальтированностью, присущим позднеромантическим операм и будущим экспрессионистским мелодрамам, прозвучали с идеальным попаданием в образы, характеры и время – выделить кого-то одного будет неправильно, поскольку каждый солист восхитительно раскрыл своего героя и вокально, и актерски. Помогал им в этом, конечно, оркестр, натренировавшийся на другом стилистически неоднородном и эклектичном опусе – опере «Мертвый город» Корнгольда, показанной на одном из Крещенских фестивалей; здесь подопечные Андрея Лебедева также аккуратно рассортировали звуковую смесь из отсылок к Пуччини, Верди, Рихарду Штраусу и доказали, что Барбер – это не только «Адажио» для струнных.
Наблюдать за непараллельно развивающимся действием, искусно созданным художником-постановщиком Лешей Лобановым, было чрезвычайно трудно: от зрителя требовалась предельная концентрация внимания, что ставило вслушивание в собственно музыку и вокал на второй или третий план. Впрочем, нельзя не отметить концептуальность и продуманность сцен, разворачивающихся по замыслу Волкострелова до начала Первой мировой войны и после окончания Второй мировой. По сюжету, сохраненному режиссером без изменений, героиня Ванесса ждет своего возлюбленного Анатоля, который соблазнил ее, бросил и уехал. Спустя 20 лет в ее дом приезжает ее сын, который совершает все то же, но с ее племянницей Эрикой. И съемки, идущие в обратном сюжетном порядке, и повествование возрастных героев, сидящих на кроватях, утверждают единую мысль: все циклично, все может произойти заново.