Три важных события декады – концерты в честь Родиона Щедрина, гастроли королевы бельканто Мариеллы Девиа и фестиваль российских театров танца «Цех» отмечены торжеством ограниченной монархии и чистой воды демократией.

О фестивале Родиона Щедрина «ВД» рассказывал и предупреждал о том, что самые лакомые события припасены к финалу. Напомним только: три дня подряд (14 – 16.12) у деликатнейшего из композиторов три важных концерта. Сначала Камерный оркестр Московской консерватории и отличная сборная солистов (в их числе сопрано Вероника Джиоева и меццо Лариса Костюк) исполнят хоровую оперу «Боярыня Морозова». Объективно это новый, придуманный Щедриным жанр, в котором хор заменяет оркестровое сопровождение и одновременно становится главным действующим лицом. Юбиляр утверждает, что нестандартный опус на тему, которую он обдумывал много лет, из него буквально «выжал» художественный руководитель и дирижер хора Борис Тевлин. Выиграли все. Хор Тевлина представлял в Москве премьеру пару сезонов назад, и ныне рассчитывает на новый успех. После «Боярыни Морозовой» Щедрин встречается с друзьями в Малом зале консерватории на непафосный творческий вечер. Вопреки старомодной аттестации скучно на этом вечере точно не будет: у юбиляра хватит чувства юмора и для юбилейных торжеств в целом, и для изысков вроде «Балалайки» для скрипки соло pizzicato.

Еще одно музыкальное событие декады согреет сердце меломана. С единственным концертом в Москву едет королева бельканто Мариелла Девиа, выпускница консерватории Санта Чечилия в Риме, репертуар которой не слепит глянцем, но интригует обилием партий трагических королев.

А рядом с этим торжеством монархии развернется традиционный для декабря фестиваль российских театров танца «Цех», демократичный до всеядности. Он идет четыре дня (6 - 9.12), и только в день открытия показы не поделены на две порции в 16.00. и в 20.00. Добрая часть фестивальных спектаклей сделана и прокатывается в Москве, так что «ВД» анонсировал премьеры, а заинтересованный зритель наверняка уже видел «Оуэн и Мзи», Gallina Aquatica, «Последний день собачей жизни» и No Exit. Обратите внимание на немосквичей. Давнишняя группа современной хореографии «Квадро» из Гомеля, которая никогда не блистала радикализмом, показывает премьерную «Кидого-кидого». Предельно лаконичного, всего на пять минут «Тихого бога» в хореографии Виталия Глухова представит Театр танца «Верхотура» из Калининграда – если ради этих пяти минут стоило ехать через две границы, то калининградцам явно есть, что сказать. Костромская компания «Диалог Данс» присмотрится к «Тишине и насилию», дабы столица не забывала, что их малая родина славна не только сыром и сувенирным народным танцем. А если у вас нет терпения и времени полностью смотреть «географию», сосредоточьтесь хотя бы на двух днях. В условный «день Питера» свой опус «Трансмутация» покажет труппа с чудесным названием Организация Ясной мечты, а свежий «Радиотанец» представят Михаил Иванов и Нина Гастева, ум и сердце питерского Театра танца Игуан. Последний показ из серии must see - «После вовлеченности. Диптих. Часть II» в хореографии Татьяны Багановой и труппы Провинциальные танцы из Екатеринбурга. Опыт подсказывает, что даже при наличии на фестивале любопытных всплесков, объективно редких, стойкий уровень качества показывают только старожилы, которых наперечет. Напоследок «инструкция по пользованию». Видимо, фестиваль «Цех» счел свою базовую площадку Актовый зал недостаточно представительной для масштабного события. Потому один раз вам придется в темпе перемещаться из Актового зала в Театр Луны; и дважды прочесывать Переведеновский переулок, шагая от Актового зала к театру Модерн. Хорошо, хоть здесь близко.