Главная тема премьерных спектаклей этой недели – отношения отцов и детей. Только подана она, мягко скажем, нетрадиционно.
В МХТ имени Чехова вновь играют «Человека-подушку». Сколько критических копий сломано за минувшие полгода о пьесу Мартина Макдонаха и спектакль Кирилла Серебренникова! А все потому, что Макдонах сделал своим героем человека, задушившего в детстве маму с папой – оттого, что те мучили его младшего брата. Став взрослым, этот бывший вундеркинд, которому прочили литературную славу, действительно стал писать. Но как! В каждом его рассказе мучили и убивали детей, или же дети мстили за себя – то есть происходило все то, чего автор натерпелся в детстве. Странного писателя по имени Катуриан Катуриан в спектакле играет Анатолий Белый. И делает это виртуозно. Однако не верьте тем, кто, признавая, что играют хорошо, упрекает спектакль в безнравственности. Несмотря на все кровавые ужасы и черный юмор спектакль Серебренникова не лишен морали, даже религиозности. Только смотреть его надо повнимательней.
Верьте или нет, но герой пьесы Бернара-Мари Кольтеса «Роберто Зукко» тоже убил маму с папой. Да еще и настаивал, что «убивать родителей – это нормально». Самую знаменитую пьесу современного французского классика, скончавшегося в 1989 году от СПИДа, поставил в МТЮЗе режиссер Кама Гинкас. Таинственного убийцу (никаких объяснений ничьим поступкам Кольтес намеренно не дает) актер Эдуард Трухменев сыграл почти поэтом. Кто его знает, отчего он совершает свои преступления, однако ясно, что самого себя Зукко давно уже приговорил к смерти и теперь изо всех сил стремится ей навстречу. Чинных французских буржуа, полицейских и тюремных стражников режиссер превратил в комических клоунов, водящих вокруг Зукко нескончаемый и нелепый хоровод. В этой трагической клоунаде есть один абсолютно незабываемый персонаж – влюбленная в Зукко девчонка-малолетка, потрясающе исполненная актрисой Еленой Лядовой. Хотите получить ответ на терзающий современный театр вопрос, как играть новую драму? Посмотрите на Лядову!
После столь мрачных сюжетов, самое время отправиться на комедию. В «Современнике» выходит «Горе от ума» в постановке известного литовца Римаса Туминаса. Однако режиссер утверждает, что комедией пьеса Грибоедова была только во времена написания, когда автор высмеивал своих современников, а ныне нам совсем не к лицу глумиться над давно ушедшим веком. Так что веселого в спектакле будет не так уж много. Обличительная сатира превратится в тихую семейную драму о том, как сирота Чацкий (Иван Стебунов) уехал от своего приемного отца Фамусова (Сергей Гармаш) и ни разу ему с дороги не написал. А теперь вернулся, хочет тепла и участия, да вдобавок требует отдать за себя Софью (Марина Александрова). Только его и ждали!
Театр Наций после некоторого перерыва вновь играет «Кармен. Исход» в постановке Андрия Жолдака. Месяц назад эта шумная премьера прямо-таки взбаламутила всю театральную Москву. Теперь, когда страсти улеглись, можно сказать, что спектакль рекомендуется к просмотру любителям постмодернизма, видеоинсталляций, громкой музыки и забавных сюжетных поворотов. Хотите пример? Действие спектакля начинается на дне рождения старушки Кармен, где собирается вся семья: и дочь, и внучка с женихом, и какой-то дед с палочкой (неужели Хозе?). Кармен (Мария Миронова) прячет лицо за полями огромной шляпы, а вместо ответа на поздравления так и норовит укусить кого-нибудь из присутствующих. А вы что, думали, будто ее Хозе зарезал?!