На этой неделе были объявлены лучшие спектакли сезона, претендующие на премию «Золотая маска-2008». «ВД» рассказывает о тех фестивальных спектаклях, посмотреть которые можно уже сегодня.
Сам фестиваль, как обычно, начнется 27 марта с проекта «Легендарные спектакли ХХ века». На этот раз в разряд легенд попадет «Арлекино, слуга двух господ». Спектакль великого Джорджо Стрелера, существующий в афише «Театро Пикколо ди Милано» уже почти полвека, пережил своего создателя – Стрелера не стало в 1997-м. Но до сих пор пользуется колоссальным успехом. За время своего существования «Арлекино» не раз посещал Москву, последний раз – в 2001-м, во время Всемирной Театральной Олимпиады. Но даже если вы видели его тогда, стоит сходить еще раз, прихватив с собой детей – как ни крути, а эпоха Стрелера уходит в прошлое.
Теперь вернемся к афише недели. С будущими номинантами «Маски» можно познакомиться уже сегодня. Вот, например, в «Табакерке» идет «Рассказ о счастливой Москве» по повести Андрея Платонова. Сыгравшая комсомолку по имени Москва Ирина Пегова – одна из самых достойных претенденток на награду в номинации «Лучшая женская роль». Впрочем, как и поставивший этот глубокий, трагический спектакль Миндаугас Карбаускис.
В «Сатириконе» идет «Король Лир» – одни из пяти претендентов на звание «Лучший спектакль большой формы». Трагедию Шекспира бывший питерец Юрий Бутусов поставил как фарс, а Лира Константин Райкин играет не старым, не глупым и слишком хорошо понимающим, что такое искушение властью. Зачем же он искушает ею своих дочерей, – спросите вы. Да потому что в трагедии царствует рок. Как оплакивает Лир своих погибших девочек в финале – забыть нельзя.
Соревноваться с «Лиром» досталось спектаклю Константина Богомолова «Много шума из ничего». Это тоже Шекспир, но не трагедия, а комедия. Ее действие молодой режиссер перенес из средневековой Италии в Италию времен Муссолини, сделав героев офицерами нацистской армии. Получилось весьма остроумно и современно. Кстати, выдвижение этого спектакля – настоящий сюрприз не только для молодого режиссера, но и для артистов Малой Бронной – многострадального и не слишком процветавшего в последние годы театра.
Кроме московского «Лира» и «Много шума» в номинации «Лучший спектакль большой формы» – еще три названия: «Жизнь и судьба» Льва Додина, «Живой труп», поставленный Валерием Фокиным в Александринке, и «Пролетая над гнездом кукушки», поставленный в театре Уфы совсем молодым Айратом Абушахмановым, – увидеть их в Москве можно будет только в начале апреля.
В афише малой формы – 10 спектаклей, причем сплошь известные Москве имена: «Последние» Вячеслава Кокорина из Нижнего Новгорода, «Гроза» Льва Эренбурга из Магнитогорска, «Сиротливый запад» Сергея Федотова из Перми, «Иваны» питерского экспериментатора Андрея Могучего и «Иванов» – режиссерский дебют любимца Москвы Александра Баргмана и Анны Вартаньян. Соревноваться с ними за звание «Лучший спектакль малой формы» будут уже упомянутый «Рассказ о счастливой Москве», «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова, «Самое важное» Евгения Каменьковича, «Июль» Виктора Рыжакова и «Игроки» Алексея Левинского. Об этих московских хитах мы рассказывали уже не раз. И, поверьте, они стоят того, чтобы увидеть их, не дожидаясь фестивальной гонки.