Канун новогодних праздников нежданно-негаданно обрел привкус феминизма. Два события из череды просто любопытных вышли в категорию «must see»: на гастроли приезжает знаменитая скрипачка Виктория Муллова и свой творческий вечер представляет первая балерина Большого Светлана Захарова. Как ни обидно, случится это в один день.
Виктория Муллова из плеяды последних российских беглецов: аккурат накануне перестройки молодая лауреатка Конкурса Чайковского не вернулась с зарубежных гастролей. По прошествии лет Муллова утверждает, что не особо намыкалась, но сложностей ей хватило сполна. В качестве солирующей скрипачки она со временем обзавелась агентами, наладила свою концертную жизнь. Словом, вошла в нормальное русло нормального музыканта, который сам за себя в ответе, и никакие госконцерты ему не указ. В списке сотрудничающих с ней дирижеров появились Клаудио Аббадо и Сейджи Озава, в списке оркестров Берлинский филармонический, Бостонский симфонический, лондонский оркестр The Philharmonia. И стала бы Муллова еще одной замечательной выпускницей Московской консерватории с мировой репутацией, если б не ее любопытство к собственной профессии. Скрипачка долго занималась с такими авторитетами аутентичного исполнительства, как Гардинер и Брюгген. То есть ее безупречное академическое образование получило огранку от мастеров другого рода – тех, для кого виртуозные рулады современных скрипачей малоинтересны. Перешла на жильные струны и стала обращать внимание на манеру извлечения звука. В итоге получилась новая Муллова, которой самая вредная мировая критика дает самые лестные характеристики. По мнению авторитетной газеты The Chicago Tribune, «Виктория Муллова, возможно, наиболее элегантная, уточненная и экспрессивная скрипачка на планете».
В Россию она приезжала уже не раз, ее выступления на Пасхальном фестивале однокашники и просто публика готовы были оценить с большим пристрастием. Муллова оказалась на высоте и обзавелась в России новыми поклонниками. Нынешние гастроли обещают еще больше упрочить ее позиции. На концерте оркестром Новая Россия будет дирижировать Дэвид Стерн, сын великого Исаака Стерна. В программе Прокофьев, Брамс и сюита «Гробница Куперена» Равеля. Цикл соответствующий – «Мировые звезды. Лауреаты Международного конкурса имени П.И.Чайковского».
Творческий вечер Светланы Захаровой напыщенно называется «Русский бриллиант мирового балета». Балерина намерена дать этот концерт несколько раз: через день он пройдет в Михайловском театре в Петербурге, а в мае будущего года Захарова дважды танцует его в Италии. Программа пока не уточнена, но можно надеяться, что она будет богатой: как-никак, Захарова ведет весь репертуар Большого.
За короткую жизнь балерина дважды становилась объектом переманивания. Сначала юное создание взяла из Киевской школы Вагановская академия, и она оказалась в Мариинском театре. А потом Большой театр, завидев такие данные, стал соблазнять ее Москвой. Вторая попытка удалась, и теперь Захарова – лицо Большого. Это уникальная для наших широт балерина, которой удается и лебединая поступь в русском стиле, и бесстрастные сплетения Форсайта, и Баланчин, и, как теперь выяснилось, стилизованная под старину пантомима. Однако особого увлечения современной хореографией за Захаровой не водится. Не напрасно на ее личном сайте сказано, что «Светлана загорелась желанием поступить в училище, покоренная особым выражением лиц и лебедиными шеями воспитанников». Большой к своей приме относится трепетно, пару лет назад у нее был бенефис, а вот теперь почему-то творческий вечер проходит не в родном театре, а вМАМТе. Что ж, раз это устроило всех заинтересованных лиц, то и хорошо. Думайте теперь, куда пойти.