Театральный год заканчивается летом, но самые лучшие постановки прошедшей половины сезона уже можно отметить. Тем более что все они красуются в афише и посмотреть их можно.
Самая ожидаемая премьера первого полугодия по традиции открывала сезон главного театра: Большой ждал новую «Пиковую даму», за которую взялись – напомним – дирижер Михаил Плетнев, художник Александр Боровский и режиссер Валерий Фокин. Новая старушка оказалась намного моложавее прежней, из которой уже сыпался песок. Музыка звучала как будто отмытая, свежая, каждое соло в оркестре получилось на славу проработанным и качественным. Сценография – не новое слово, но порадовала ожидаемым стилизаторством: кованые решетки Петербурга, мост-помост, колонны, несущие тайну, узорочье абрисных портретов.
Но…Собрано вроде бы правильно, а не едет. Точнее, ничем особым этот спектакль не берет зал. То ли заданный художником изыск черно-белого контраста остался «почти выдержанным», то ли стремления Валерия Фокина не наследить в чужом монастыре на самом деле только связало ему руки, но получилось что получилось. Заурядный Герман и слишком тщательная Графиня играют Станиславского, так что все намеки на подвластную режиссеру атмосферу тают, и спектакль корежит от такой нестыковки. Впрочем, оркестр и работа хора хороши сами по себе, так что и в будущем году слушайте «Пиковую даму» (24 – 27 января).
Еще одно приобретение Большого формально относится к прошлому сезону – громадный, капитальный и даже перенаселенный «Корсар». Все этапы большого пути, по которым лет на пять раньше уже прошел Мариинский театр, реконструируя «Спящую красавицу» и «Баядерку», теперь одолела и столица. Получилось эклектичное зрелище про гаремных див, пиратов и старых сластолюбцев, которое при небольших оговорках выглядит вполне «во вкусе императорского двора». Трудно поверить, но вся махина трех актов смотрится легко, а шедевр Мариуса Петипа «Нескучный сад» с милой и трогательной стилистикой мелких изящных движений и мудреным общим рисунком танца выглядит ожившей фотографией. Правда, корифейки с тех времен изрядно потеряли в весе и разучились деликатно кокетничать, но это уже невосстановимый дух времени. В ближайшие два месяца «Корсара» не будет – театру непросто дается всеобщая мобилизация, но весной – смотрите непременно.
Наконец, «Урок» Жоржа Делерю в постановке Флемминга Флиндта, полная противоположность масштабному антиквариату. Скрученная модернистская одноактовка – любимый жанр среднестатистического мирового театра завелся и в афише Большого. «Урок» пока монтируют с «Шопенианой» и «Кармен-сюитой», соседство формальное, «по метражу», но посмотреть его стоит, поскольку это исключительное для России сочетание формата, жанра и качества постановки.
До конца сезона в Большом появятся еще три премьеры – опера «Кармен» Бизе (22 апреля) на языке оригинала и два балета – «Сильфида» Левеншелля (20 февраля) и «Пламя Парижа» Бориса Асафьева (3 июля).
Показанный на фестивале «Территория» и Мастерских современной хореографии маленький балет-скетч «Вываливающиеся старухи» Леонида Десятникова в афишу не попал, хотя при небольшой отделочной работе мог бы стать отличным партнером тому же «Уроку». Это собрание танцевальных сценок по стихотворениям Николая Олейникова и Даниила Хармса сопровождается мелодекламацией (великолепный Марат Гали), а исполняется самой зеленой молодежью театра (с отчетливым удовольствием). На поверхности – капустник, буфф, художественное шалопайство. По существу – в клоунских ужимках возникает трагический мир на стыке экзистенциального ужаса и ужаса от конкретных событий конкретной страны; в гриме героя мелькает облик Мейерхольда, а злой дворник олицетворяет вечную враждебную художнику посредственность. Очень жаль, если «старухи» станут победителем в номинации «потеря года». Пока они не потеряны, и это вселяет надежду.