Считается, что все лучшие роли в мировой драматургии принадлежат мужчинам. Афиша недели дает повод в этом усомниться.
Начнем, конечно же, с «Бесприданницы» в Мастерской Петра Фоменко. Кто-кто, а Фоменко умеет подчеркнуть прелесть своих актрис, придумать для них нечто эдакое. О «Бесприданнице» мэтр думал еще несколько сезонов назад, причем в роли капризной, пленительной, поэтичной и несчастной Ларисы Огудаловой отказывался видеть кого-либо, кроме Полины Агуреевой, да вот как-то все не складывалось. Теперешняя премьера совпала с открытием новой сцены Мастерской. Партнерами Полины Агуреевой станут Евгений Цыганов (Карандышев), Илья Любимов (Паратов), Алексей Колубков (Кнуров) и другие. Но те, кому уже удалось проникнуть на спектакль, утверждают: центром, конечно же, будет Полина Агуреева, сыгравшая целую трагическую сюиту на женскую тему.
В эти же дни на новой сцене «Мастерской» идут «Три сестры» – именно их Петр Фоменко поставил три года назад взамен отложенной тогда «Бесприданницы». Кстати, для самого режиссера этот спектакль стал первой постановкой крупной чеховской пьесы. Ольгу, Марию и Ирину Прозоровых играют Галина Тюнина, Полина и Ксения Кутеповы. Таких пронзительных «Трех сестер» в Москве больше нет! Финальная сцена Ирины с уходящим на дуэль Тузенбахом (Кирилл Пирогов) наверняка войдет во все театральные энциклопедии.
Эмансипация forever! В Театре Наций уже второй месяц идет «Кармен. Исход» – современная версия мифа о Кармен, поставленная известным экспериментатором Андрием Жолдаком для Марии Мироновой, не только сыгравшей Кармен, но и ставшей продюсером всего проекта. Спектакль рекомендуется к просмотру все любителям авангардного театра, видеоинсталляций и постмодернистских сюжетов. Современная Кармен разъезжает в открытой машине по ночному городу, оглашая улицы радостными криками «Я люблю Москву!!!», устраивает в казино потасовки с путанами, и в конце концов приводит несчастного Хозе в воровской притон, где режется в карты ее старый, толстый муж, до срока прибывший из мест заключения…
Начинается же этот сюжет, в котором, кстати, сказать, большая половина действия происходит не на сцене, а на экране (видео снимал оператор Сокурова Алексей Федоров), со странных посиделок. Кармен предстает на них в облике старухи Шапокляк – в широкополой шляпе и с палочкой, трогательно семенящей под руку с дедулей Хозе. На эти апокрифические посиделки – день рождения Кармен, «исправившейся», нарожавшей детей и благополучно дожившей до старости, собирается вся родня: и дочь, и внучка с женихом, и соседка с кастрюлькой пельменей. Все они хотят расцеловать «бабулю», но та вместо ответа так и норовит цапнуть кого-нибудь зубами. Вот оно простое и наглядное доказательство того, что современному искусству палец в рот не клади.