После продолжительного новогоднего затишья театральный сезон снова в разгаре. Поговорим о странностях любви. Вернее, о том, что может маскироваться под видом любви.
Вот, скажем, «Бесприданница» в Мастерской Петра Фоменко. Всем известно: речь в пьесе Островского идет о красавице Ларисе, погубленной мужским эгоизмом. Фразу «Лжете, я любви искала, но не нашла» знает наизусть каждая девушка от 13 и старше – даже та, которая принципиально не открывает книг, чтобы не портить зрение. Но вот в Мастерской Петра Фоменко, сыгравшей премьеру «Бесприданницы» в своем новом, только что открывшемся здании, спектакль вышел не о попранной красоте и безответной любви, а о загубленном таланте.
Первое появление Ларисы Огудаловой здесь похоже на фокус: властительницей мужских дум оказывается не знойная красотка «вамп», а аскетичная, худощавая, вовсе не кокетливая Лариса Полины Агуреевой. Чем приворожила она все мужское население города Бряхимова, становится ясно только после того, как Лариса, ослушавшись своего жениха Карандышева (Евгений Цыганов), решается спеть. Талантом приворожила! Только она о нем и не догадывается. Чувствует в себе какую-то безудержную стихию, принимает ее за любовь к Паратову, и гибнет, им обманутая. А пошла бы в артистки – глядишь, одним трагическим сюжетом было бы меньше.
Вы, наверное, уже заметили, что героиней всех театральных колонок этой недели стала Полина Агуреева.
Для тех, кто не знает: кроме ролей в спектаклях «Мастерской» на ее счету есть и самая что ни на есть жесткая новая драма – в спектакле «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева Агуреева произносит часовой монолог маньяка, убийцы и людоеда. Как она это делает? Да роскошно! Так что сразу после «Бесприданницы» пойдите на «Июль» в театр «Практика» – не пожалеете.
Ларису Огудалову прочь из тесной каморки Карандышева гнал талант, хоть и не осознанный. Персонажу «Июля» не давал покоя этот самый знойный месяц, во время которого сгорел его дом, и обычный с виду колхозник превратился в убийцу и людоеда. С героем спектакля «Белый кролик», который выпускает на сцене МХТ им. Чехова Евгений Каменькович, дело обстоит сложнее: добропорядочному американцу Элвису среди бела дня стал являться белый кролик. Разумеется, сестра и прочие любящие родственники встревожились и решили сдать его в больницу. Но сюжет пьесы американки Мэри Чейз таков, что в больнице оказываются как раз те, кто кролика не видел, а тихий, славный Элвис так и остается на свободе. Вместе со своим кроликом.
Этот сюжет, гремевший в 40-е годы на Бродвее, и легший в основу «оскароносного» фильма, в России еще никогда не ставился. Так что первым русским Элвисом (которого, кстати, кое-кто уже успел сравнить с князем Мышкиным) сыграет Андрей Мягков. А его партнерами станут Анастаия Вознесенская, Светлана Колпакова, Максим Матвеев и другие.
Если продолжать разговор о разных человеческих слабостях и чудачествах, можно вспомнить одно из самых необъяснимых явлений – любовь женщин к неудачникам. Разобраться в этом решил питерский режиссер Лев Эренбург. Кстати, до того, как стать режиссером, он был врачом. Спрашивается: кому как не ему ставить пьесы доктора Чехова? Вот он и поставил спектакль с названием «Ивановъ» – черную комедию об одержимом депрессиями выпивохе Иванове, которого почему-то страшно любили женщины. Так любили, что заездили до смерти. Спектакль Небольшого драматического театра показывает Театр Наций в продолжение серии «Ивановых» к 120-летию со дня первой постановки чеховской пьесы.