В Большом театре – премьера сезона, балет о том, как славный деревенский парень полюбил лесную фею, и что из этого вышло.
У «Сильфиды» замечательный шлейф. Это самый пожилой из сохранившейся классики и самый главный балет романтизма. По сюжету деревенский парень Джеймс, у которого есть чудесная мать и такая же чудесная невеста, собирается жениться. Да только судьба приводит его в лес, и среди раскидистых деревьев он замечает фею воздуха Сильфиду – прекрасную девушку с прозрачными крылышками за спиной, порхающую от ветки к ветке. Молодой человек и раньше имел склонность заглядываться на красоты природы, поскольку был в душе поэтом, а потому встреча становится роковой.
В самые неподходящие моменты, когда гости-сваты угощаются грогом и трепетная невеста принимает поздравления, он вдруг видит Сильфиду то над камином, то в окне, и кидается ей навстречу без всяких объяснений. Счастливого конца у этой истории нет: лишившись крылышек, Сильфида не превращается в обыкновенную смертную, а умирает. И в этом сказочном сюжете традиция усматривает воплощение хрупкости романтической грезы – едва наши мечты лишаются крыльев, они исчезают.
Так уж случилось, что в истории балета известны две «Сильфиды» - старшая французская хореографа Тальони, и младшая датская хореографа Бурнонвиля. От французской остался миф, гравюры да легенды. Более прагматичные датчане берегли традицию конкретней, и сейчас в Большом пришествие «Сильфиды» 1836 года из Датского Королевского балета. Тамошний знаменитый танцовщик, ныне звезда Королевского балета Ковент Гарден, умница и талант Йохан Кобборг взялся поставить аутентичную датскую версию Августа Бурнонвиля.
В опыте и мастерстве Кобборга можно не сомневаться. Стиль Бурнонвиля – мужественный, силовой, витиеватый и изысканный без жеманности – знаком ему с первых шагов в танце и в его понимании он признан эталоном. Кобборг – воспитанник Датской школы балета, танцевал во всех существующих сегодня спектаклях Бурнонвиля и считается лучшим исполнителем партии Джеймса в «Сильфиде». Наконец, почти десять лет датская «Сильфида» в его постановке успешно идет в Ковент Гарден, и он сам в ней солирует. Несколько лет назад Кобборг выступал в Большом в качестве приглашенной звезды в спектакле с тем же названием, и его танец так отличался от всего, что происходило вокруг, что сразу стало ясно: московскую «Сильфиду» надо срочно лечить.
Задача эта не из простых. Одно дело танцы, которые профессиональная труппа Большого в состоянии выучить. Другое дело – стиль, и тут Кобборгу предстоит поработать над Лебедями и бравурными Китри с одной стороны, и нежными принцами и брутальными Спартаками с другой. Большой театр уверяет, что умный Йохан очень доволен солистами, хотя механизм тут стар как мир: в нашем очень Большом театре главные роли готовят шесть солисток и пять солистов, так что привет здоровой конкуренции.
А может, приглашенный мастер и не лукавит: при нынешней дирекции в театре побывало много педагогов-репетиторов, солисты много гастролировали и смотрели на мир. Так что сделать правильную «Сильфиду» им просто велят обстоятельства. Так что может, и нам повезет увидеть в Большом вместо псевдоромантической каши внятный датский королевский спектакль.