В конце сезона начинаешь верить в стабилизацию и прогресс: симфонический оркестр Большого театра и пианист Николай Луганский приготовили две программы сочинений Сергея Рахманинова.
Год назад в это самое время оркестр Большого во главе с Александром Ведерниковым и пианист Николай Луганский в очередной раз играли вместе. Программа была гораздо рискованнее, чем сейчас: размышляя о диктате власти над музыкой, играли сочинения Прокофьева и Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова. Рахманинов тогда вписался в программу исключительно из-за контекста: его сочинение отделяли от прокофьевских всего-то двадцать лет, но контраст – разительный, заново открывающий все виражи истории отечественной музыки. В этом году у Рахманинова юбилей – 135 лет со дня рождения, так что повод для монопрограммы достойный. Что удивительно, и без специально подобранного контекста извивы нашей истории в его музыке очевидны, достаточно просто слушать.
Перед родиной великий композитор провинился тем, что предпочел эмиграцию. Официального запрета на исполнение его сочинений вроде бы и не было, однако негласно Рахманинова приравняли к Бунину: можно терпеть, не замечая отдельных вещей, но лучше поискать для исполнения других авторов. Однако Рахманинов в российском пианизме как будто прорастал, особенно его концерты, ныне собранные в единую программу двух вечеров.
Николай Луганский был первым исполнителем-инструменталистом, игравшим на Новой сцене Большого, случилось это всего три сезона назад. Он наследник московской школы и признанный виртуоз, названный одной французской газетой «самым русским из пианистов». Может, именно поэтому Рахманинов для него, что называется, тема. Луганский играет его сочинения с самого нежного возраста и превратил музыку Рахманинова в свою визитную карточку. Семь лет - с 2001 года - пианист дает благотворительные концерты в музее-усадьбе композитора в Ивановке и проводит рахманиновские мастер-классы для молодых пианистов, гордится званием лауреата рахманиновского конкурса в Москве и призом немецкой критики за запись концертов Рахманинова в 2003-м. И совсем уж непривычное для наших широт - при его финансовой поддержке в Ивановке воссозданы интерьеры дома, в которых его любимый композитор провел немало времени.
Отозваться на такую преданность у оркестра Большого театра были все основания, ведь именно Рахманинов способствовал превращению этого коллектива в состоятельный симфонический ансамбль. Век назад, в 1904-06 годах, он служил здесь дирижером и специализировался на операх русских композиторов. Тогда же написал две одноактные оперы, «Франческа да Римини» на либретто Модеста Чайковского и «Скупой рыцарь» по Пушкину. Обе они вышли к публике в 1906 в Большом театре под управлением автора; сейчас первая из них время от времени всплывает в концертных залах, вторая канула в театральные архивы.
Оживлять эти уникальные одноактовки дирижер и музыкальный руководитель оркестра Большого театра Александр Ведерников не стал, а жаль – лучшего повода не придумать. Но можно рассчитывать, что и приготовленная программа не разочарует: в два вечера будут сыграны все четыре концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и Рапсодия на тему Паганини. Достойный для этого проекта зал, конечно же, не Новая сцена главного театра, а старый добрый Большой зал консерватории.