Постановка эта будет постарше самой Джульетты: она впервые вышла к зрителю в июне 1990-го, а после реконструкции театра появилась только сейчас. МАМТ традиционно стремится к постановкам оригинальным, и эта не исключение - специально для нынешней труппы ее придумал знаменитый танцовщик, непревзойденный Спартак и символ золотого века Большого балета Владимир Васильев. Если верить Васильеву, идею заронил в него Мстислав Ростропович, и доверять ему, пожалуй, можно. Понятен трепет балетного артиста и перед махиной партитуры Прокофьева, которая считается крайне трудной для постановки и для танцев, и перед громадным списком трактовок этой партитуры.
Кто и как только не ставил «Ромео…» - и с прерывающими музыку пулеметными очередями, и со сканированием уличных драк в духе «Вестсайдской истории», и с мотивами инцеста… Васильев не единственный, кто считает самой адекватной классическую драмбалетную версию Леонида Лавровского. В ней множество пантомимных сцен и выглядящих сегодня слишком пафосными длиннот. Но, во-первых, она буквально пронизана ощущением общей гармонии спектакля, а во-вторых, ее обессмертил легендарный состав солистов во главе с Галиной Улановой. Что же смог добавить Васильев к уже сказанному?
Действо получилось более жестким, современным и определенным. Васильев вместе с художником Сергеем Бархиным развел спектакль в три плоскости: в верхней и нижней танцуют, в средней играет оркестр. Музыканты, наряженные по моде времен Ромео и Джульетты, работают в полумраке, с едва освещенными пюпитрами; то есть музыка на сцене существует буквально, и она то разделяет, то, в конце концов, соединяет враждующие кланы и влюбленных.
У МАМТа есть неопровержимый козырь – как минимум две замечательные Джульетты. Это одна из лучших Жизелей Москвы, тонкая и умная Наталья Ледовская, и наследница известной балетной династии этого театра, трепетная и нежная Наталья Крапивина.
У спектакля счастливая прокатная судьба, он побывал в Испании, Италии и Японии, в строптивом к балету Петербурге, да и в родном театре неизменно собирал зал. На испанских гастролях спектаклем однажды дирижировал Мстислав Ростропович, когда-то подтолкнувший постановщика к решительным действиям. Ныне за пультом Феликс Коробов и Георгий Жемчужин. Последний раз балет исполняли три года назад на сцене Мариинского театра, но три сезона «в запаснике» для спектакля - срок, тем более для скоропортящегося балетного; так что это возобновление сродни премьере. К собственным версиям легендарных «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Эсмеральды» театр снова добавляет «Ромео и Джульетту». Ради спортивного интереса самые отчаянные зрители могут после нее пойти в РАМТ – на этой сцене другой театр пару дней спустя покажет свою версию шекспировско-прокофьевских событий. Если такой храбрец найдется, он почувствует разницу. А если циники скажут, что новые версии классики – вечная золотая жила для постановщиков, романтики могут ответить, что вечные темы волнуют всегда. Ради этой истории постарайтесь побыть романтиками.