Андрий Жолдак и его «Москва. Психо» в театре «Школа современной пьесы»
Получив профессию режиссера из рук самого Анатолия Васильева, Андрий Жолдак вернулся на Украину, где быстро снискал славу театрального экстремиста и хулигана. Причем артисты, как правило, любят его до беспамятства, а критики, ознакомившись с его новыми постановками испытывают священный ужас или не менее священный трепет. Почему? Вот небольшой пример: лет пять назад, возглавив харьковский театр «Березиль», Жолдак поставил «Один день Ивана Денисовича» (поставил, не получив разрешения на постановку от Солженицына!). По сцене бегали бритые полуголые артисты (все сплошь – «народные» и «заслуженные»), изображая зеков и лагерных овчарок. Ретрограды кричали «фу!» и «позор!», но суть «совка» как огромного, бескрайнего лагеря спектакль передавал как нельзя точнее. Из «Березиля» Жолдак ушел в свободное плавание. Теперь он ставит по всей Европе – в Люксембурге, Финляндии, Румынии, Франции и других странах. А в перерывах между европейскими контрактами заезжает в Москву. Так в Театре Наций появилась его «Федра. Золотой колос», в которой режиссер размышляет, что было бы, если бы события античного мифа привиделись полусумасшедшей жене советского партчиновника, а заодно открывает новую сильную актрису – Марию Миронову. Так год назад появилась «Кармен. Исход», все с той же Мироновой в роли Кармен. Большая часть действия происходила не на сцене, а на экране и напоминала своеобразное признание в любви… к Москве.
Можно сказать, что нынешняя «Москва. Психо» – последняя часть этой трилогии. Сам Жолдак говорит об этом так: «Уже несколько лет я пытаюсь разобраться в больших любовных сдвигах. Что происходит с мужчиной и женщиной, с их психикой, когда вторгается это сумасшедшее чувство, которое мы называем любовью? Из чего она складывается? Я стараюсь разложить все это на атомы и проанализировать».
Раскладывать и анализировать режиссер принялся еще прошлой весной с помощью группы актеров «Школы современной пьесы», примкнувшей к ним Елены Кореневой и модного диджея Алексея Гнилицкого. Сюжетной основой спектакля стал миф о Медее. Эстетическим же лейтмотивом – знаменитый триллер Хичкока «Психо»: отрывки из него смотрит-пересматривает оскорбленная Медея-Коренева, прежде чем отважиться на месть Ясону. Само собой, действие происходит не в Древней Греции, а в нынешней Москве, где бизнесмен Ясон (Иван Мамонов) из карьерных соображений приударяет за дебиловатой малолеткой Креусой (Татьяна Циренина), дочкой блатного авторитета Креона (Владимир Шульга), победившего на местных выборах... Словом, современных реалий, равно как и дизайна (декорации Титы Димовой пародируют мечту домохозяйки: весь новомодный ассортимент «Икеи» втиснут в рамки одной квартиры) спектаклю не занимать. Но все же главное в нем – те мгновения, когда сквозь гремящий рок пробиваются нежные фортепианные нотки. Когда на фоне кричащих кислотными красками декораций развивается вечный и неизбывный сюжет о любви и предательстве. Когда Медея не бьется в припадке, а молчаливо медитирует со змеей в руках. Сказать, зачем ей понадобилась змея? Ну уж нет – узнаете сами. Конечно, в том случае, если авангардный театр, равно как и пресмыкающиеся, не повергают вас в священный ужас.
«Москва. Психо»