Игорь Яцко выпускает в «Школе драматического искусства» спектакль, в котором стихи Хармса перемешаны с прозой «Войны и мира», а все это вместе поется на музыку Владимира Мартынова. Если точнее – то Мартынов написал музыку к трем стихотворениям Хармса – «Смерть дикого воина», «Песнь» и «Сон двух черномазых дам». Первые два – о переходе от жизни к смерти, а в последнем парадоксальный юмор Хармса цветет пышным цветом: двум дамам кажется, что они наблюдают убийство Льва Толстого, а советский управдом декламирует строчки о ранении князя Андрея и о небе над Аустерлицем. Накануне премьеры «ВД» побеседовал с Игорем Яцко.
«Смерть дикого воина» — поэтическое представление или музыкальный концерт?
Это спектакль-концерт, на первом плане – музыканты ансамбля «Opus Posth», хор и тот человек от театра, кто будет задавать ритм ударами по деревянной биле.
Спектакль оформил постоянный соавтор Анатолия Васильева художник Игорь Попов. А что будет на сцене?
Большой экран – небо над Аустерлицем, на которое проецируются знаменитые слова Наполеона о князе Андрее: «Вот прекрасная смерть!»; черный помост и белый планшет. Костюмы минимальные: черные - у музыкантов, бежевые балахоны со связанными сзади рукавами – у артистов. Хор же будет одет в полосатые тельняшки – это и символ моря, и символ несвободы. В общем, хотелось добиться того, чтобы, как киношники говорят, стробило в глазах. На планшет будут проецироваться рисунки Хармса и его автопортрет. Планшет позаимствован из васильевского «Каменного гостя». Кроме него на сцене будут скамьи из «Плача Иеремии» - спектакля, сделанного Анатолием Васильевым на на музыку Владимира Мартынова. И эти «заимствования» для меня не случайны – признаюсь вам, что в этой постановке будут спрятаны размышления не только о Хармсе, но и о жизни нашего театра.
«Смерть дикого воина» в «Школе драматического искусства».