«ВД» подводит итоги прошедшей половины сезона и рассказывает читателю, что можно посмотреть в предновогодние дни.
Режиссер Константин Богомолов, ставший недавно обладателем молодежной премии «Триумф», продолжает тему отцов и детей. Но если в прошлом сезоне материалом для спектакля ему послужил хрестоматийный роман Тургенева (его действие Богомолов перенес на советские номенклатурные дачи), то на сей раз он ставит написанную в 60-е пьесу Александра Вампилова. Впрочем, Богомолов намеренно лишает свой спектакль четких временных границ – история, описанная в «Старшем сыне» вполне могла случиться и сегодня. Спектакль, сыгранный Юрием Чурсиным (это его герой цинично выдает себя за сына незнакомого человека), Сергеем Сосновским (отец), Яной Сексте (сестра) и другими понравится тем, кто умеет ценить отменную актерскую игру.
В новом амплуа в этом сезоне выступил Михаил Пореченков. На малой сцене МХТ Антон Яковлев поставил «Крейцерову сонату». Пореченков сыграл толстовского Позднышева, ненавидевшего свою жену и, в конце концов, убившего ее из ревности. Сыграл тихо, в абсолютно не свойственной ему манере. Существуя в двух шагах от зрителя, улыбчивый и одновременно хмурый, замкнутый, но готовый распахнуть душу перед первым встречным, безмерно эгоистичный и несчастный Позднышев повествует о том, как долгие годы не подозревал, что живущая рядом с ним женщина – не его вещь, а тоже человек. Вполне актуальная мысль, не так ли?..
Полюбоваться искусной актерской игрой можно и на малой сцене «Сатирикона». Там Константин Райкин в окружении своих учеников из Школы-студии МХАТ, играет купца Ахова в комедии Островского «Не все коту масленица». Про такие случаи говорят «актер купается в роли». С бритым черепом и бородой-лопатой, в грубых сапогах и красном бархатном сюртуке, Константин Райкин, доходящий до плеча своей студентке, играет русскую вариацию на тему своего же Ричарда III. К финалу спектакля выясняется, что сюжет Островского звучит сегодня на редкость актуально. Поскольку в версии «Сатирикона» юная красотка Агния предпочитает богатею Ахову его молодого племянника вовсе не по любви – смекнув, что молодой, разжившийся деньгами приказчик куда более перспективен, чем старый самодур, не умеющий распорядиться капиталом.
Любителям шумных, масштабных зрелищ стоит отправиться на большую сцену «Сатирикона». Там идет «Синее чудовище» по Карло Гоцци. Сказочный сюжет, цирковые трюки, репризы на злобу дня, ностальгическая итальянская музыка и знаменитый венецианский Понт Реальто, воссозданный на сцене художницей Аллой Коженковой – звания самой яркой премьеры сезона у этого спектакля не отнимешь.
В предновогодние дни идет одна из самых серьезных премьер – «Троил и Крессида» Римаса Туминаса. Трагедия Троянской войны превращена здесь в зловещий фарс – текст Шекспира дает для этого все основания. А актеры играют так, как в Вахтанговском давно уже не играли. Маленькое предупреждение: блюстители нравственности испытают шок от вида прекрасной Елены. Ценители же хорошего театра непременно получат удовольствие!
Несомненная удача сезона – «Рассказы Шукшина» в Театре Наций. Шукшинская проза, помноженная на отточенную режиссуру латыша Алвиса Херманиса, великолепное фотооформление Моники Пормале и игру молодого актерского ансамбля во главе с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. Словом, этот спектакль просто обречен быть выдвинутым на все существующие театральные премии. Одна незадача: в предновогодние дни спектакля нет, а билеты, говорят, распроданы до начала марта.