В моду входит Лев Толстой. Точнее – его «Крейцерова соната». Повесть, в которой классик призывает мужчин и женщин отказаться от семейных уз и быть просто друзьями.
В декабре в МХТ свою версию толстовской истории поставил Антон Яковлев, а толстовского героя Позднышева сыграл Михаил Пореченков, выступив в совершенно новом для себя амплуа – он сыграл самоуглубленного интеллигента, полтора часа кряду кающегося перед зрителями, что вот жил с женой, ссорился, мирился, ненавидел и убил ее из ревности. А то, что она – тоже человек впервые понял, когда увидел ее в гробу.
Теперь свой спектакль на сцене филиала Театра имени Пушкина выпускает Александр Назаров – режиссер, актер и филолог, несколько лет назад поставивший в РАМТе «Правила поведения в современном обществе» Жана-Люка Лагарса – вещь вполне камерную и даже элитарную, главную роль в которой исполнила тогда еще никому не известная Нелли Уварова. После этого Назаров решил попробовать себя на ТВ. Особо не рассчитывая на успех, написал сценарий и позвал сниматься все ту же Уварову. Получилось сами знаете, что – мелодии из сериала «Не родись красивой» до сих пор звучат из каждого мобильника. Но на самом-то деле Назаров человек совсем не попсовый. И спектакли ставит такие. Вот и в «Крейцеровой сонате» публику рассадят прямо на крошечной сцене Театра имени Пушкина. На сцену выйдут Он и Она – Андрей Заводюк и Ирина Петрова - и изложат историю Толстого от лица обоих героев. То есть слово получит не только Позднышев, но и его жена. Не будет покоя и зрителям – в тесном, замкнутом пространстве им поневоле придется принимать то ту, то иную сторону. Потому что действие будет построено так, что правыми окажутся оба, Мужчина и Женщина (иных имен у Толстовских героев в спектакле не будет).
«Вы не увидите разыгранной по ролям повести Толстого. Вы увидите ситуацию, в которой текст Толстого используется в качестве аргумента. Мы попытались воссоздать некую вечную модель отношений между Мужчиной и Женщиной», - рассказывает о своем спектакле Александр Назаров.
Превратить текст Толстого почти что в детектив, устроив очную ставку сторон, удалось поэту и драматургу Елене Исаевой, на счету которой несколько острых пьес, идущих в Театре.doc. И нет ничего удивительного, что автор новой драмы берется за Толстого – потому что, если присмотреться повнимательнее, за последние сто лет проблема брака мало изменилась. Эмансипация, сексуальная и прочие революции дали женщинам видимость свободы, но ужас, в который превращается совместная жизнь многих женатых пар, остался ужасом. Так что же делать? Может, следовать завету Толстого, в конце жизни призывавшего «упразднить» все отношения между мужчиной и женщиной, кроме дружеских? Ответа в спектакле не будет, но уйти из зала «с холодным носом» не удастся никому.