Мода на винтаж пришла в балет. В Большом театре — премьера «Коппелии» в постановке Сергея Вихарева. Именитый хореограф с точностью до последней детали воссоздал балет, по которому сто лет назад сходила с ума вся Европа: о любви человека к кукле.
К моменту появления «Коппелии» кукольный типаж красоты еще не утвердился. В моде были женщины с приятными формами и вполне человеческим нравом. Манерность и механичность движений не считались достоинством. Никаких Твигги, никаких женщин с вживленной в тело техникой и волосами ядовитого цвета, как в «Пятом элементе», в природе не существовало. Балет «Коппелия, или девушка с голубыми глазами» появился на сцене Императорского оперного театра в Париже в 1870-м году. Так вечно опаздывающий за собратьями вид искусства отреагировал на промышленную революцию. И сделал это в свойственной ему манере – до предела романтично.
В галицийском городишке живет чудаковатый механик Коппелиус, сконструировавший «механическую дочку». Куклу он высаживает к окну, и на ее хорошенькое личико заглядываются все парни округи. Они вздыхают, красавица молчит. Так продолжалось бы до бесконечности, если бы за вздохами не застала своего возлюбленного бойкая Сванильда. Женская ревность сподобит ее на дерзкие поступки. Заблудший любовник в итоге образумится, а историю ждет неизбежный хэппи-энд.
Несмотря на всю легковесность сюжета, либреттисты взяли его из известной новеллы Гофмана «Песочный человек». Подспудный трагизм мистического сказочника они заменили легкой французской усмешкой, а метафизику – конкретикой быта. Оно и понятно – как только балет замахивается на философию, зрительный зал засыпает. Танцы молодых горожан, авантюры и розыгрыши стали главными составляющими этого спектакля. А щепотка выразительной пантомимы, столь необходимая для бессловесных изъяснений, сделала балет популярным – в Париже он не сходил со сцены целый век.
В Москве «Коппелия» появилась на двенадцать лет позже французской премьеры. А еще через два года состоялась ее премьера в Петербурге в оригинальной хореографии Мариуса Петипа. О достоинствах первоисточника по тому балету судить было нельзя. «Новый первоисточник» от Петипа стал такой же классикой, как и предшественник: лихой сюжет не потерял изящества, а предусмотренные жиги и галопы обрели неявный русский привкус. Дуэт главных героев исправно кочевал по балетным конкурсам, превращаясь в цирковой кунштюк – артисты соревновались, кто сделает трюк быстрее, выше и ловче. В итоге, ввиду большой изношенности, чудесная «Коппелия» обросла комом ненужных в том числе и акробатических «улучшений».
Прочистить сценический вариант старого спектакля взялся хореограф Сергей Вихарев. Петербургскую версию Петипа он как раз и отреставрировал для Большого. Бывший солист Мариинки не первый раз берется за подобную работу – на его счету реставрации «Спящей красавицы» и «Баядерки» для родного театра, которые вызвали в свое время много шума. В прошлом году он с труппой Мариинки представлял Москве восстановленный балет «Пробуждение Флоры», обозванный балетоманами «яйцом Фаберже». После чего Вихарева позвали на работу в Большой театр.
Корреспондент «ВД» удостоверился, что во время репетиций Вихарев то и дело заглядывает в планшет со шпаргалками – сценическими планами картин. При своей тщательности, опыте и пылком обожании балетной старины он наверняка сможет сделать невероятное – обучить артистов главного театра страны следовать правильному тексту и не перетруждать себя виртуозными новшествами. Если все сойдется, в репертуаре Большого появится чудесный раритет – легкий и несущий светлые эмоции.