Патриарх режиссуры Юрий Любимов отмечает 45-летие «Таганки» премьерой «Сказок».
В 1963 году начинающий режиссер и известный артист Вахтанговского театра Юрий Любимов поставил в Щукинском училище пьесу Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана». Вскоре стены училища стали в прямом смысле трещать – в «Щуку» устремилась вся Москва. Студенты играли на почти пустой сцене, заменив реалистические декорации условными ширмами (притом, что кругом царил махровый реализм!), да еще нарушали одну из главных заповедей Станиславского: по ходу спектакля они запросто выходили из образов и обращались в зал. И не просто так, а с прямо-таки революционными лозунгами. «Если городом правят несправедливо, город должен восстать», - кричала в зал пламенная Зинаида Славина. В общем, искусствоведы в штатском сразу же доложили об этом спектакле куда следует. Возникни он в другое время, все могло кончиться плохо. Однако не зря же заклинали персонажи «Доброго человека…»: «Плохой конец заранее отброшен – он должен, должен, должен быть хорошим». Хрущевская оттепель была в разгаре, и 46-летнему Любимову дали место – захудалый Театр драмы и комедии, стоявший в стороне от главных театральных троп. С собой разрешили прихватить десятерых учеников. 23 апреля 1964-го «Доброго человека» впервые сыграли в новых стенах. С тех пор эпицентр театральных событий Москвы сдвинулся в сторону «Таганки».
Чего только не пережил этот театр за 45 лет, каких только международных призов не удостаивался и каких выговоров не получал от партийно-советского руководства. Но «Таганка» выжила. «Гамлет», «Деревянные кони», «Преступление и наказание», «Борис Годунов» и другие любимовские шедевры вошли в историю мирового театра.
Десять лет назад, на 35-летие «Таганки» в Москву съехались все театральные олимпийцы – от Боба Уилсона до Тадаси Судзуки. В интервью все они признавались: не будь театра Любимова с его фирменнной условностью и особым синтетическим актером, не было бы и их.
С самого начала критики упрекали Любимова, что его артисты – лишь винтики, с помощью которых он конструирует свои спектакли. Что, мол, сильной актерской индивидуальности тут нет места. Но вот вам парадокс: именно из «Таганки» вышли легендарные актеры-личности: Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Николай Губенко, Алла Демидова, Борис Хмельницкий, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин...
Сегодня мэтр работает уже с третьим поколением своих учеников. Как и те, прежние, они послушны любой его режиссерской воле и могут все: владеют акробатикой, прекрасно поют, чувствуют поэтическое слово, да еще и в литературе разбираются. Не верите – сходите на «Сказки.», спектакль Любимова по текстам Генриха Гейне, Чарльза Диккенса и Оскара Уайльда, и убедитесь сами.