Жил-был один искусствовед, который свою главную монографию начал фразой: «Искусство XIX века в России прошло под знаком конного цирка». Все, конечно, смеялись: вот что значит научный фанатизм. Так вот, нынешнее лето в Москве пройдет под знаком цирка.

Если тут и просматривается чей-то фанатизм, то только директора Чеховского фестиваля Валерия Ивановича Шадрина, неутомимого просветителя, решившего показать российским зрителям несколько самых знаменитых цирков мира.

Кстати, первым из них действительно будет конный цирк – легендарный театр «Зингаро» под руководством Бартабаса (музей-заповедник «Коломенское», с 26 мая). С ним московские зрители уже довольно неплохо знакомы. А вот с так называемым «Цирком Чаплиных» нашей публике только предстоит встретиться. Конечно, здания, которое называется «Цирк Чаплиных», нигде в мире не существует. Вообще, при знакомстве с зарубежными цирковыми труппами, нужно забыть привычное российское представление о том, что цирк – это такой большой круглый дом на площади, в котором показывают собранные из отдельных номеров представления. Сначала бегают дрессированные зверушки, потом – акробаты, потом фокусник режет женщину в коробке, а в промежутках хохмят коверные.

«До свиданья, зонтик!»Такие вот концертные представления в разных странах тоже бывают. Но современный цирк – это все же особый вид театра. Или, так скажем, исполнительского искусства. Взять хотя бы Чаплиных – дочку Чарли Чаплина Викторию, ее мужа Жан-Батиста Тьере и их детей Аурелию и Джеймса. Все три спектакля, которые знаменитое семейство покажет в Москве, будут идти на сценах обычных театров – и соединять в себе самые разные виды искусств. Скажем, Джеймс Тьере — не только замечательный клоун, мим и акробат, кроме того, он еще и прекрасно танцует и сочиняет стихи. В спектакле «До свидания, зонтик» вместе с четырьмя другими артистами-сообщниками он придумывает целый магический мир (Малый театр, с 15 июня). Причем средства, которые он использует, и просты, и в высшей степени изобретательны. На сцене висит множество канатов, закрепленных огромным крюком – получается волшебное дерево, на котором живут сказочные персонажи, выделывающие удивительные трюки.

Вообще же, современные цирковые представления не столько смешны, сколько лиричны. На прошлом Чеховском фестивале зрители познакомились со знаменитым цирком «Элуаз», режиссером Даниэлем Финци Паска и его ностальгически нежным спектаклем «Дождь». На сей раз Финци Паска познакомит нас с не менее таинственным природным явлением – представление называется «Туман» (Театр им. Моссовета, с 26 июня). Режиссер создает спектакль будто бы из своих снов. Туман, который возникает на сцене, должен погрузить зрителя в мир его воспоминаний о детстве. Одним этот спектакль напоминает картины Шагала и фильмы Феллини, другим - «Вишневый сад» Джорджо Стрелера.

Niebba (Туман)

Названия у современных цирковых трупп почти всегда смешные – например, «Руки, ноги и голова тоже». Или – «Семь пальцев на руке». Хотя в своих представлениях они умеют говорить и о трагическом. Скажем, знаменитый Матюрен Боллз в работе над спектаклем «Тангенс» французской компании «Руки, ноги и голова тоже» черпал вдохновение в текстах авторов – бывших узников концлагерей (Центр им. Вс. Мейерхольда, с 27 июня). Акробатика, танец, воздушная гимнастика становятся символами побега, преодоления ужаса окружающей жизни. Невесомость словно вырывает людей из черноты мира.

«Жизнь». ©Joan MarcusКанадцы из труппы «Семь пальцев на руке» относятся к жизни иначе. Их представление называется «Жизнь» (Центр им. Вс. Мейерхольда, с 6 июля). А в ней, как известно, немало боли и абсурда, но она все же забавна и полна маленьких радостей. В спектакле цирковая экзальтация перемешана с броским, отчаянным юмором настоящего кабаре: актеры летают через сцену, жонглируют, меняются трюками и успевают пошутить друг над другом по ходу действия.

Конечно, есть и такие новаторские цирки, которые не изменяют круглой арене. Жоанн Ле Гийерм, основатель и единственный артист «Цирка Иси», работает в традиционном шапито (Музей-заповедник «Коломенское», с 7 июля). Он философ-одиночка и большой насмешник. Его цирк похож на лабораторию мрачного средневекового алхимика, в которой проводятся невероятные эксперименты с механическими «животными», сооружаются причудливые конструкции и царствуют то черная меланхолия, то ирония. Ле Гийерм выстраивает огромные стопки из книг, устраивает карнавал жестяных тазов, сооружает Вавилонскую башню из досок…

P.S. ЖДЕМ
Конечно, далеко не все знаменитые цирки может вместить в себя программа одного фестиваля. Хорошо бы привезти в Россию и легендарный французский «Цирк Плюм», благодаря спектаклям которого когда-то и родился привычный теперь термин «новый цирк» – соединение театра и цирка, танца и пантомимы, кабаре и мюзикла, кукольного театра и комедии дель арте – в общем, «винегрет», компоненты которого всегда зависят от особенностей вкуса «повара».

Ну, а самый знаменитый цирк в мире – это, конечно, канадский Cirque du Soleil, изобретение бывшего уличного поглотителя огня, а ныне – успешного бизнесмена Ги Лалиберте. Работать здесь мечтают, хотя бы и втайне, все цирковые артисты мира. В штаб-квартире du Soleil, устроенной в канадском Монреале, время от времени выпускается в свет очередное шоу, каждое из которых по популярности (да и по цене билетов) соперничает с самыми известными мюзиклами. Кстати, именно благодаря Cirque du Soleil в мире и вырос интерес ко всем видам цирковых шоу. До сих пор «Цирк- солнце» в России не появлялось. Но вот осенью этого года оно впервые должно «взойти» и над Москвой – к нам едет спектакль Varekai. Определенно, 2009 год можно объявлять годом цирка.

Читайте интервью с режиссером Cirque du Soleil Домиником Шампанем.