Виктор Раков: укрощенный женоненавистник в несовременной комедии
«Еще в институте мне нравилось играть в комедиях, но театр в основном эксплуатировал мою внешность: приличный рост, широкие плечи. Роли мне доставались больше героические».
В классической пьесе итальянца Карло Гольдони "Хозяйка гостиницы" также играют Валерий Гаркалин, Татьяна Кравченко, Георгий Мартиросян, Олеся Железняк, Агриппина Стеклова. Актеры одеты известным театральным модельером и знатоком в области истории костюма Викторией Севрюковой, которая восстанавливает будничную одежду итальянского горожанина середины XVIII века. «Шамиров требовал от нас, чтобы действо не было похоже на современный театр, – в один голос говорят Виктория Севрюкова и сценограф Алексей Кондратьев. – Нет ничего проще, чем обуть героев в кроссовки и раздать мобильные телефоны. Мы не хотим эпатировать. У нас, по сути, «безыскусное» искусство. Второго такого спектакля в Москве нет!» Художники, пожалуй, правы – стоит только взглянуть на фотографии "Трактирщицы".
«Еще в институте мне нравилось играть в комедиях, но театр в основном эксплуатировал мою внешность: приличный рост, широкие плечи. Роли мне доставались больше героические», – признается Виктор Раков. Теперь к репертуару актера, сыгравшего главные роли во многих нашумевших постановках Ленкома, наконец-то прибавляется классический комедийный персонаж – женоненавистник Риппафрата, страстно влюбленный в трактирщицу. Хотя, конечно, визитной карточкой Ракова стал благородный князь Чечевинский из «Петербургских тайн». Личность Виктора Ракова столь многогранна, что его игра давно выплеснулась за рамки привычного театрально-киношного формата. Его рисунки и лепные фигурки принимали участие во многих выставках. Он вполне профессионально поет. И не исключено, что скоро мы услышим о юных актерских талантах, выпестованных в его мастерской.
- Виктор, у Вас большой опыт работы в антрепризах?
- «Трактирщица» – мой второй антрепризный спектакль. Но, мне кажется, у нас получилась совершенно необычная для антрепризы работа. Я знаю, что многие театры ездят на гастроли с фанерными раскладушками, распихав костюмы и незатейливый реквизит по купе. Да и репетиционный период у нас не был коротким, как это часто происходит. Впервые мы показали «Трактирщицу» в Архангельске и Северодвинске, а после московской премьеры наши спектакли расписаны уже до середины апреля. Когда-то Ленком много гастролировал по России, но в последнее время это случается крайне редко. Теперь я могу поездить по стране, посмотреть, как живут люди. Тем более с такой работой не стыдно появляться на глаза зрителю: спектакль получился очень красивым и смешным.
- Шамиров -– ученик Марка Захарова. У них много общего?
- Профессионализм. Но у Шамирова нет, если так можно выразиться, захаровской руки. И решение спектакля, и подход к работе – не в стиле Ленкома. К примеру, в «Трактирщице» почти нет музыки. Это здорово, когда ученики не похожи на своего учителя, словно керамические слоники на полке.
- Ходят слухи, что скоро на свет появится новая рок-опера с Вашим участием?
- Да. Но пока существует только аудиоверсия. Павел Смеян сочинил рок-оперу «Слово и дело» по «Князю Серебряному» Алексея Толстого. Я исполняю партию князя. В ней занято много актеров Ленкома: Дмитрий Певцов, Саша Лазарев, Сергей Чонишвили, но Захарову наша идея пришлась не по душе. У Смеяна есть идея сделать из оперы мультфильм, сохранив некоторое портретное сходство героев с вокалистами.
- Вы давно поете?
- Лет с пятнадцати. Я сначала даже поступал в ГИТИС на факультет музкомедии, но не удачно. А потом Лидия Амарфий, звезда "Московской оперетты", сказала, что мне даже повезло: жанр переживает не лучшие времена.
- Почему же Вы не участвуете в модных ныне мюзиклах?
- В Ленкоме я играл почти во всех музыкальных спектаклях: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона" и "Авось», «Королевские игры». Что же касается современных мюзиклов… Меня подмывало одно время сходить на кастинг «Собора Парижской Богоматери», который готовится на базе "Московской оперетты". Я видел французский вариант и даже обнаружил некоторое внешнее сходство с Квазимодо… Но потом передумал – я и так достаточно пою в театре. И та же «Юнона», которой уже двадцать лет, даст фору всем сегодняшним мюзиклам, хотя самолет на сцену у нас и не садится. Сейчас готовится к выпуску целый музыкальный фейерверк «Поют актеры Ленкома». Скоро выйдет аудио- и видеоверсия «Юноны" и "Авось»… А недавно у меня появилось новое интересное дело.
- Секретное?
- Отнюдь. Прошедшей весной я набрал в ГИТИСе свой актерский курс. Это предложил мне мой учитель Владимир Андреев. Хочу понять, могу ли я этим заниматься. Когда мои ребята сдавали зачет по мастерству актера, я, наверное, выглядел, как Марк Анатольевич Захаров, который во время репетиций за каждого проигрывает его сцены. У меня, по-видимому, тоже были разные гримасы на лице. Я весь издергался…
- Лавры режиссерские привлекают?
- Это все еще впереди. Пока распыляться не стоит. Есть задумка снять серьезное кино, в котором все роли играли бы дети. Но пока времени нет, чтобы идеи собрать воедино и разработать сценарий.
- Много времени отнимают съемки в сериалах? Последнее время Вы не сходите с экрана.
- Это оттого, что телевидение часто повторяет старые фильмы. Предпочитаю не работать одновременно в нескольких проектах. Есть опасность примелькаться. Когда один актер снимается в нескольких сериалах на разных каналах, он везде одинаков. Смотришь на экран, а у актера нос холодный, глаз пустой, а ведь так старается... В марте на РТР должен появиться новый многосерийный фильм «Закон» с моим участием. В его основе необычная детективная история. Снял его очень хороший режиссер Александр Велединский. Вместе со мной в Минске снимались Дмитрий Назаров, Владимир Стеклов, Нина Усатова и Граня Стеклова. Я играю ведущего религиозной программы на ТВ, ставшего серийным убийцей. Пару лет назад Саше Лазареву, сыгравшему маньяка в фильме Хвана «Умирать легко», снились кошмары по ночам. А я почему-то спал совершенно спокойно.