Стихия игры
Из изящной гоголевской пьесы Олег Меньшиков учинил отменный водевиль: с живым оркестром, пением, танцами, шутками и импровизацией.
От Олега Меньшикова всегда ждут сюрпризов. Он скрытен и непредсказуем. Вот и свою третью премьеру выпустил тихо и без помпы – не в пример предыдущей «Кухни»: никаких пресс-конференций и шумных промо-акций в СМИ. До официальной премьеры состоялось три закрытых показа, куда приглашали только своих: спонсоров, коллег и друзей. Театральных критиков не звали, да и неудивительно: у Олега Евгеньевича с ними давняя «любовь». «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Кухня» Максима Курочкина и вот теперь «Игроки» Николая Васильевича Гоголя… Меньшиков второй раз поставил классику, и сделал это весело, живо и изящно. Получился отличный водевиль: с живым оркестром, пением, танцами, шутками и импровизацией. Спектакль идет на сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета – зале на сто с небольшим зрительских мест, так что все действие разворачивается буквально перед носом у публики. Зрителей начинают развлекать еще до начала спектакля. Расхаживающий по залу хуторянин (Дмитрий Мухамадеев) приглашает желающих к столу отведать горилки с сальцем. Большинство все-таки предпочитает коротать время, разглядывая декорации, а смотреть действительно есть на что. Сценограф Александр Попов, работавший с Меньшиковым еще на «Кухне» удивительно реалистично воссоздал постоялый двор глухого провинциального городка, что на границе России и Украины: аскетичный гостиничный номер, сеновал, перекошенный забор с надетыми на колья глиняными горшками, разбитая телега с постоянно отваливающимся колесом. В этот городишко и приезжает из деревни карточный шулер Ихарев (Александр Усов), выигравший давеча у одного помещика восемьдесят тысяч рублей. Однако Ихарев хочет вновь попытать удачу. Для этого дела у него и кропленая колода карт припасена, которую он любовно называет Аделаидой Ивановной. Разведав у гостиничного слуги Алексея (Дмитрий Мухамадеев), что среди постояльцев есть трое картежников – Швохнев (Алексей Горбунов), Утешительный (Олег Меньшиков) и полковник Кругель (Александр Сирин) – Ихарев приказывает звать их к себе. Но вся честная компания уже давно знает и про Ихарева, и про его восемьдесят тысяч, и решает любыми способами суммой завладеть. Троица появляется на пороге номера Ихарева – туповатый Кругель, щеголь Швохнев и обаяшка Утешительный. Но лишь начав играть, мошенники понимают, что перед ними слишком сильный соперник, который разобьет их вчистую. И тогда Утешительный придумывает хитроумный план. Сначала он предлагает Ихареву товарищеский союз и «объединение усилий». Тот тронут до глубины души и с радостью предложение принимает. Но где теперь взять противника, с которым можно было бы сразиться? Тут Утешительный как бы невзначай вспоминает, что есть у него знакомый помещик Михал Александрович Глов, который к свадьбе дочери заложил имение на двести тысяч и ждет в гостинице денег из приказа…Интрига закручивается, хитрец Утешительный пускает в ход самые невероятные средства – один за другим появляются подставные лица: жеманный помещик Глов, суетливый, изъясняющийся на «украiнской мове» чиновник из приказа Замухрышкин (обоих блестяще играет Виктор Сухоруков), бесноватый Глов-младший (Никита Татаренков). Вереница причудливых образов, один карикатурнее другого. Неотвратимый финал: Ихарев обведен вокруг пальца как мальчишка, он сам отдает мошенникам деньги. Прозрение наступает, и оно ужасно: Ихарев безумно таращит глаза, кричит, срываясь на хрип. Александр Усов яркими, сочными красками рисует поражение своего героя: Ихарев не просто обманут, вся его жизненная философия разбита в пух и прах. «Всегда рядом найдется плут, который тебя переплулует», – обреченно бормочет он и, зябко кутаясь в плед, ложится в сундук и закрывает крышку... Кто-то найдет в спектакле параллели с сегодняшним днем, особенно, когда герои произносят фразы типа: «Вся Россия должна была бы застрелиться: каждый проигрался или намерен проиграться». На то она и классика, что актуальности не теряет. Но, похоже, для Меньшикова важна не актуальность пьесы: главное для режиссера – создать атмосферу игры и озорства, ощущение безукоризненно работающего актерского ансамбля. И ему это с успехом удается: те час сорок, что идет спектакль, времени не замечаешь…