Имя Эдмона Ростана для русской публики связано почти с одним только «Сирано де Бержераком». Константин Райкин рискует открыть зрителям «Шантеклера» - позднюю пьесу Ростана, несмотря на ее провальную сценическую историю. Биограф Ростана уверяет, что тему «Шантеклера» тот нашел, зайдя однажды в курятник и поразившись схожести птичьих и человеческих отношений.
Увы, сходство это было не в пользу «царя природы»: интриги, зависть, соперничество, пижонство, «стадное» чувство позволены животным, но по идее, должны вызывать горечь у тех, кто призван над ними властвовать. Но…Лишь поэт, по Ростану, еще помнит о призвании человека расти в небо, а не распластываться по земле, и его задача – пробуждать в людях всех времен это древнее знание.
Перед занавесом, напоминающим детскую аппликацию на черном фоне, директор в парике и камзоле представит действующих птиц и место действия. Первоначально предполагалось, что эту роль будет играть сам Константин Райкин, но в последний момент он перепоручил ее восходящей звезде «Сатирикона» Григорию Сиятвинде.
На сцене – аскетичная железная конструкция с многочисленными балками. По ходу действия появятся еще несколько огромных предметов: грабли, тыква, сачок, но главное, что переполняет сцену – костюмы. Черный фрак дрозда, желтые пушистые кофточки цыплят (мужчины в полном расцвете сил), радужная гора перьев индюка, восточная изысканная палитра переливающихся красок Фазаньей курочки.
Этому шумному и хорошо одетому, поющему и танцующему миру курятника, где есть честный «русский» пес Пату в ушанке и валенках, юркий двуличный дрозд, стая длинноногих курочек, пижон-авангардист павлин, старая курица-кормилица, живущая в большой плетеной корзине, оказывается, нужен бескорыстный, хотя и не лишенный тщеславия «певец зари» Шантеклер.
Появившись с застенчивым «зрасьте» в скромном темном плаще, через мгновение он обнаружит под ним сияющие крылья – внутренний огонь, и будет петь гимн солнцу-мячу, бережно передаваемому зелеными человеко-горами высоко под колосники. Страстная вера Шантеклера в то, что без него не быть заре пленит Фазанью курочку, уговорившую его во втором действии сбежать с ней из завистливого курятника в девственный лес, где полуголые кролики в купальных шапочках (для непонятливых – кролики – те, которые плавают кроллем) и птицы в белых балахонах поют славу Творцу, пародируя знакомый оптимистичный стиль американских проповедников.
Дуэт Шантеклера и Фазаньей Курочки – удача спектакля. Великолепная пластика и мощная энергетика Дениса Суханова в сочетании с тонкой психологичностью проживания роли и изяществом Марины Кангелари заставляет неотрывно следить за перипетиями конфликта любви и призвания. На фоне повторяющихся танцев обитателей курятника и леса, и большей частью «съедаемых» ритмом монологов и реплик, по-настоящему волнует только их история, и «полетный» темперамент дрозда.
Остальное чаще всего радует по-детски: танцевальный полет сов с мерцающими огненными глазами, парад заморских петухов в немыслимых феерических, почти с бразильского карнавала, костюмах (отдельная сцена художника Аллы Коженковой), соловей-девочка, чей тоненький голосок льется в лунном луче с самой высокой точки декорации. Музыка и танец часто смазывают жесткость основного конфликта: поэта-пророка, отвергаемого своим отечеством, а жаль. Идея читается опять-таки в образах главных героев.
Птица, забывшая о том, что ее призвание – летать, перестает быть птицей. Именно поэтому птицам земным нужны птицы небесные, чтобы напоминать им о значении крыльев. В финале Шантеклер вернется в курятник, соловей умрет, не прекращая пения, Фазанья курочка пойдет для Шантеклера на самопожертвование…Внимание: «подходят люди». А птицы – превращаются в людей. Те, которые помнят, для чего им даны крылья.
Плюсы:
- влюбленность в пьесу Ростана, выразившаяся в частности, в ее малом сокращении
- сама идея постановки «Шантеклера»
- красота дуэта Дениса Суханова и Марины Кангелари, темперамент Григория Сиятвинды
- торжество фантазии художника по костюмам Аллы Коженковой
Минусы:
- недостаточно хорошо взбитый коктейль жанров: текст часто «съедается» музыкой
- несыгранность массовки