Режиссер Марк Захаров выпускает на сцене «Ленкома» «Вишневый сад». Спектакль, посвященный памяти Олега Янковского, станет еще и одним из первых юбилейных аккордов в целой череде чеховских премьер – в 2010-м театральный мир отмечает 150 лет со дня рождения классика.
Если вы ждете почтения к классике, вам не в «Ленком». Вспомним «Чайку», которую Марк Захаров поставил здесь пятнадцать лет назад: культурист Треплев (Дмитрий Певцов) потрясал роскошными бицепсами, но страдал от безволия, клоунесса Нина (Александра Захарова) мечтала играть в трагедиях, а стареющий фат Тригорин (Олег Янковский) перебегал из одного дамского будуара в другой в одних подштанниках. Известная история превратилась в трагифарс. Казалось, что ключом к постановке стало то обстоятельство, что сам Чехов назвал «Чайку» комедией, несмотря на то, что к финалу пьесы судьбы почти всех ее персонажей ломаются, а главный герой и вовсе кончает с собой.
«Чайка» на Малой Дмитровке не идет уже полгода. Янковского, начинавшего репетировать роль Гаева в «Вишневом саде», больше нет. Но шоу продолжается: Захаров выпускает спектакль, посвятив памяти Олега Ивановича.
«Вишневый сад» Чехов писал лежа – вставать уже не было сил. Пьесу, предвосхитившую скорую гибель всего российского уклада, да и свою собственную (он умер от туберкулеза спустя полгода после мхатовской премьеры), драматург тоже назвал комедией. Действительно, обхохочешься. Марк Захаров бесстрашно и безжалостно идет вслед за драматургом. Безжалостно – к себе, к истории своего театра, да и всего нашего отечества: чеховские персонажи у него вовсе не такие возвышенные, какими принято их представлять. Это они, зная, что родной дом вот-вот пойдет с молотка, бежали в Париж и занимались своими интрижками – как Раневская. Наживали капитал, чтобы потом вовремя поместить его в швейцарский банк – как Лопахин; устраивали балы и показывали фокусы.
Спектакль «Ленкома» как бы нарочно напрашивается на критику: Захаров рискнул сократить и переписать чеховский текст, наполнив его фантасмагорическими вставками и почти цирковыми номерами. Их так и норовит отчебучить Шарлотта (Мария Машкова), пляшущая на старинном бильярдном столе, шизофреник Трофимов (Дмитрий Гизбрехт), одержимый идеей раздуть мировой пожар революции. Да и прочие персонажи запросто попирают устои и святыни дома, однако ни добрейшая с виду Раневская (Александра Захарова), ни ее болтающий о демократии брат Гаев (Александр Збруев) не думают их останавливать - слишком заняты собой. Мальчишка Лопахин (звезда «Стиляг» Антон Шагин) откровенно пристает к Раневской - и почти добивается взаимности, прочие тоже не скучают. Если кто и печется о родовом гнезде, так это старик Фирс (Леонид Броневой), доморощенный философ, рассуждающий о старинных рецептах сушения вишни так, как другие говорят о тайнах мироздания. Его, как водится, никто не слушает. В итоге главным оказывается лакей Яша (Дмитрий Грошев) – наглый хлюст, который, конечно, прибрал бы дом к рукам, но некогда: слишком уж хочется в Париж.
В финале обещают печальный сюрприз: роскошная стеклянная веранда, придуманная соавтором последних спектаклей «Ленкома» Алексеем Кондратьевым, рухнет сама собой. Тут даже звук топора, вырубающего вишневые деревья, не понадобится – и без него все ясно. А музыка – живая музыка оркестра под руководством Сергея Рудницкого – будет играть так весело…
Театр «Ленком» рекомендует приобретать билеты на свои спектакли в городских кассах или через сайт www.ticketland.ru. Стоимость: от 200 до 3 000 тыс. р. На момент подписания номера на спектакль «Вишневый сад» (23 сентября) в кассе еще оставались билеты стоимостью от 500 р. (бельэтаж). На показы 24, 29, 30 сентября выбор контрамарок значительно шире. За подробной информацией рекомендуем обратиться в кассу театра по телефону: 699-07-88.
«Вишневый сад» в Ленкоме: самокритика
Марк Захаров выпускает спектакль, который станет одним из первых юбилейных аккордов в целой череде чеховских премьер.