Фраза “Ты этого хотел, Жорж Данден” была крылатым выражением, модным в XIX веке. Ее цитировали, если человек, мечтая что-то получить, своими действиями добивался прямо противоположного. Поговорка пришла из популярной в то время комедии Мольера “Жорж Данден, или Обманутый муж”.
Фразу то и дело произносил главный герой пьесы - разбогатевший крестьянин, женившийся на дочке аристократа. Зная, что супруга ему изменяет, он никак не мог доказать ее вину. Расставлял ловушки - и сам же в них попадался. Прошло время, и комедию Мольера вытеснили со сцены новые пьесы об обманутых мужьях. А крылатое выражение исчезло из современной речи.
Но именно о нем заставляет вспомнить спектакль Алексея Левинского. Режиссер задал себя вопрос: почему Жорж Данден не может добиться того, чего хочет? И начал искать в комедии глубинный философский смысл. Чтобы рассмотреть коллизию в чистом виде, Левинский освободил постановку от всех внешних красот и исторических подробностей, напоминающих о мольеровской эпохе. Незатейливая декорация - помост и деревянные стулья на пустой сцене, простые костюмы героев и несложные мизансцены - не отвлекают внимания зрителей.
Характер и внешний облик Жоржа Дандена все время меняется. Его роль переходит от исполнителя к исполнителю. Остальные актеры тоже обмениваются ролями. Задуманное Левинским исследование оказывается куда интереснее, чем вывод, к которому приходишь в финале: Жорж привык жить по одним правилам, а его новые родственники - совсем по другим.
Манера поведения актеров, придуманная режиссером в 80-х, с годами не меняется. В новом спектакле они все также неторопливо и отстраненно произносят реплики, старательно выговаривая слова. В их исполнении театральная модель Левинского из графического наброска превращается в яркое, живописное полотно.