Этой встречи никогда не было. В ночь с 5 на 6 мая 1992 года (дата смерти Марлен Дитрих) в спальню к “белокурому ангелу” “коричневую ведьму” Лени Рифеншталь отправила немка Теа Дорн, автор пьесы “МарЛени. Прусские дивы, белокурые как сталь”. Две великие женщины XX века спорят до хрипа, пытаясь оправдаться друг перед другом. На старости лет очень важно исповедоваться и получить индульгенцию. Не от человечества, которое преуспело в навешивании ярлыков, а от равного себе по силе и таланту. В этом фарсовом поединке женщины пытаются открыться друг другу и доказать неблагодарному миру, который забыл о них, что они все те же “белокурые бестии”. По этой пьесе в Германии уже сняли фильм. 12 и 13 марта пьесу Теа Дорн впервые сыграют в Театре им. Гоголя. Мы беседуем с петербургской актрисой Светланой Крючковой, которой режиссер Сергей Яшин доверил роль легендарной Лени Рифеншталь.
- Светлана Николаевна, уже одно упоминание имени Лени Рифеншталь воспринимается как провокация. Самая талантливая женщина-режиссер в истории кинематографа остается для многих “пособницей Гитлера”.
- Наш спектакль – не публицистический, мы никого не оправдываем, не очерняем и не обеляем. Руководствуемся авторским текстом. Там написано: “Гротескно-витальна. В поведении перемены от детски-наивного энтузиазма до самого твердолобого упрямства”. Мы не музей восковых фигур, мы не играем буквально этих людей. Лени Рифеншталь была маленькой и худенькой, я большая и полная. Почему Сергей Иванович взял меня на эту роль?
Люди, пришедшие на спектакль, должны задуматься и о минувшем веке, и о самих себе, и о проблемах, в том числе и о том, можно ли так оголтело судить о человеке, как это произошло с Лени Рифеншталь. Давайте вспомним наших режиссеров, прославлявших своими фильмами сталинский режим. Вспомним Любовь Орлову, которая снималась в оптимистических фильмах в то страшное время, когда в лагерях гибли лучшие люди страны. Что же мы так прицепились к Рифеншталь, которая, увидев войну, сразу отошла от Гитлера. Лени не фашистка, она никогда не состояла в нацистской партии. Она рисковала спорить с Гитлером и взялась за идеологический фильм “Триумф воли” с парадами гитлеровских войск лишь потому, что фюрер пообещал: после этого фильма Рифеншталь будет снимать все что захочет. Потом она раскаивалась в этом шаге. Мы забываем о том, что в момент прихода Гитлера к власти в Германии было 6 миллионов безработных, голод, нужда. Черчилль в 1935 году говорил (и мы вставили эту фразу в спектакль), что немцы должны благодарить судьбу за Гитлера: в Германии наконец появился сильный правитель. “Триумф воли” - гимн возрождению Германии, а не тоталитарному режиму.
- Но идеологи нацизма умело им воспользовались.
- Да, это так. Но в Библии сказано: что сделано по страсти, простится, по расчету – никогда. В Лени меня привлекает ее “гротескная витальность”, жизнеутверждающее начало. Ей не давали снимать, но она всегда находила себе дело. Уезжала в Африку и снимала нубийцев. В 70 лет Рифеншталь получила диплом аквалангиста. От мира, не принимающего ее, она ушла под воду и там снимала кино.
Намеренно искажены факты. Марлен Дитрих – антифашистка, а Лени Рифеншталь вроде как бы фашистка. Дитрих покинула Германию в 1930 году совершенно не по убеждению, а по обстоятельствам. Уехала с режиссером Штернбергом, которого хотела завоевать и сделать себе карьеру. Вот и вся ее “антифашистская деятельность”. А Штернберг звал с собой Рифеншталь. И был влюблен в нее. Если бы его предложение приняла Лени, то фашисткой оказалась бы Дитрих.
- Почему же Лени не уехала со Штернбергом?
- Для Марлен было нормально, встречаясь с одним мужчиной, одновременно состоять в близких отношениях с другим. Лени так не могла. Рифеншталь – ужасно несчастливая женщина, ее часто предавали. Оператор Ханс Шнеебергер, с которым они прожили 4 года, предал ее одним росчерком пера. По рекомендации Лени его взяли на съемки в Венгрию, там он кого-то нашел и написал ей: “Не приезжай, я тебя больше не люблю”. Она простила его. И когда во время войны Шнеебергер оказался со своей новой женой в лагере, Рифеншталь спасла их от смерти. А когда пришли американцы и схватили Лени как подругу Гитлера, Шнеебергер сделал вид, что не знает ее.
Лени могла бы гораздо больше сделать, если бы на нее не навесили этот страшный ярлык. У нее колоссальная жизненная энергия. Она дожила до 100 лет, будучи нездоровым человеком, перенесшим несколько операций.
- Работая над ролью, Вы досконально изучили биографию Рифеншталь. Удалось ли Вам посмотреть ее фильмы?
- Да, конечно. Когда я была в Германии, мне помогли купить ее фильмы “Голубой свет” и “Олимпия”. “Триумф воли” в Германии не продается.
- Лени недавно приезжала в Россию. Вы следили за ее визитом?
- К сожалению, нет. Но я понимаю, что организаторами была сделана большая оплошность. Нельзя было приглашать Рифеншталь 22 июня, в годовщину начала войны, на фестиваль “Послание к человеку” и вручать ей там приз. Это могло возбудить к ней ненависть и больше ничего.
- Видимо, это связано с идеей примирения, которая находит поддержку и у творческой интеллигенции. Например, в питерском ТЮЗе Иван Латышев недавно поставил спектакль “Рождество 1942”, основанный на письмах немецких солдат, погибших под Сталинградом.
- Этого спектакля я не видела. А то, что во время войны и с одной, и с другой стороны были обманутые люди, это правда. Я женщина и поэтому чувствую эту проблему, возможно, сильнее и глубже, чем мужчина. Мой ребенок идет воевать, и с другой стороны идет воевать чей-то ребенок. И его маме так же страшно, как и мне.
- Вы живете в Санкт-Петербурге, а спектакль репетируете в Москве.
- Сейчас, во время репетиций, я живу в Москве. У нас очень короткие сроки, сжатые, западные. Мы делаем спектакль за 33 дня. Без выходных.
- Не хотите перебраться в Москву насовсем?
- Нет, хотя предложения есть. Я люблю работать в Москве, у меня здесь много друзей, но жить хочу в Петербурге. Я к этому городу "присохла".
- Чем Вы еще занимаетесь последнее время?
- Снимаюсь в фильме “Осень олигарха” по сценарию Володарского. Играю бухгалтера большой холдинговой компании, женщину с непростой судьбой. Вместе со своими студентами мы поставили спектакль о беспризорных детях по пьесе Разумовской и посвятили ее памяти рок-певицы Янки Дягилевой. Спектакль называется “Домой”, как одна из песен Янки. Когда я впервые услышала Янку, была потрясена. Ее трагический заряд сродни силе Марины Цветаевой, хотя, может быть, масштаб дарования другой. Янка пела о безумном трагическом одиночестве. Спектакль получился мощный и бьющий наотмашь, заставляющий плакать всех – и детей из элитных гимназий, и беспризорников, и взрослых. Однажды мне позвонил мужчина и сказал: “Что ты со мной сделала, я сегодня всю ночь не спал, пил водку”. Я не отношусь к числу людей, которые считают, что театр должен только развлекать.
Премьера спектакля "МарЛени" в постановке Сергея Яшина пройдет в Театре им. Гоголя 12 и 13 марта. В роли Лени Рифеншталь – Светлана Крючкова, в роли Марлен Дитрих – Светлана Брагарник.