Если вам надоели авангардные постановки и хочется добротного психологического театра — не пропустите гастроли БДТ.
Последний раз Большой драматический театр имени Товстоногова приезжал в Москву с гастролями четыре года назад. Критики тогда писали, что из немногих наших театральных «империй» БДТ, кажется, единственный «сохранил дух и при этом не стал музейным экспонатом». Cумел ли театр не растерять прежних достоинств, не утратив связи с современностью, покажут гастроли нынешние. Для нового худрука БДТ Темура Чхеидзе они станут своего рода отчетом о проделанной работе. Режиссер везет в Москву собственные постановки, некоторые из которых мы уже видели. Например, «Дядюшкин сон» (16, 17, 19 сентября), получивший на последней «Золотой маске» премию за лучшую мужскую роль. Олег Басилашвили в образе слабоумного старика-князя действительно бесподобен. Весь будто на шарнирах, с непослушными конечностями и блеющим голосом, он заставляет зал беспрерывно хохотать, но и сочувствовать герою, попавшему в цепкие коготки жадной до денег Москалевой. Ее, в свою очередь, исполняет королева русского театра — Алиса Фрейндлих.
Эту же звездную пару можно увидеть и в «Квартете» Николая Пинигина (21, 22 сентября). В компании других товстоноговских патриархов — Зинаиды Шарко и Валерия Ивченко — они разыграют незамысловатую комедию о четырех оперных певцах, доживающих свой век в доме престарелых. А 26 сентября, как раз в свой день рождения, Басилашвили выйдет на сцену уже совсем в другом образе - сыграет выдающегося физика-ядерщика Нильса Бора, одного из отцов атомной бомбы. Роль в интеллектуальном спектакле по пьесе Майкла Фрейна «Копенгаген» считается едва ли не лучшей театральной работой Басилашвили. По словам видевших, актер в «Копенгагене» играет так, как не играл со времен Товстоногова.
«Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (18, 20 сентября) - спектакль ансамблевый, объединивший силы среднего и младшего поколений БДТ. В основу драмы Толстого легло реальное уголовное дело крестьянина Ефрема Колоскова, убившего ребенка, прижитого от соблазненной им падчерицы. Этот страшный сюжет разыгрывается в уютных «золотистых» интерьерах русской деревни (созданных знатоком деревянной архитектуры Эдуардом Кочергиным) и от этого кажется еще ужаснее. Интересно, кстати, что актеры БДТ подают эту драму без тени морализаторства.
И, наконец, два блестящих спектакля по Шиллеру: «Мария Стюарт» (23, 24 сентября) и премьера прошлого сезона «Дон Карлос» (27 сентября). Большинству современных режиссеров пьесы немецкого романтика кажутся безнадежным анахронизмом. Но Чхеизде питает к этому автору давнюю страсть. Шиллеровская трагедия «Коварство и любовь», поставленная им в 90-м по приглашению самого Товстоногова почти 15 лет шла с аншлагом и стала началом дружбы Чхеидзе и БДТ. Кстати, для Большого Драматического Шиллер – вообще фигура знаковая. Ведь именно с постановки «Дона Карлоса» в 1919 году и началась история этого театра. Театра, который был призван «вселять благородные чувства в сердца советских граждан». Времена, как и бывшие советские граждане, порядком изменились, а свою непростую миссию БДТ выполняет по сей день.