В Большом – «Дама с камелиями» Нового национального театра Токио.
Японцы оккупируют Большой театр. Три вечера подряд главная балетная труппа страны будет танцевать здесь «Даму с камелиями» в постановке известного хореографа Асами Маки. Заглавную партию исполнит прима Большого Светлана Захарова. Русский классический балет для японцев — что-то из разряда святынь, и так, как в Японии, наш балет не любят больше нигде. А главное имя для японцев сегодня — Светлана Захарова, звезда Большого и одна из самых красивых танцовщиц мира. Нынешняя «Дама с камелиями» ставилась специально «под Светлану» два года назад в Токио, и с тех пор ни разу не исполнялась.
Светлана, вы с недавних пор — приглашенная звезда Театра Токио. Вам комфортно в этой роли?
Приглашенная звезда означает, практически, – артистка театра. Я могу приезжать репетировать в Японию в любое время как в свой родной театр. С Новым национальным театром Токио очень удобно работать: дисциплина здесь доведена до совершенства, план репетиций и спектаклей известен далеко вперед. Я приезжаю – и у меня уже есть полное расписание, от начала и до конца гастролей.
«Дама с камелиями» в постановке хореографа Асами Маки – на что это похоже?
Это классический балет. Минимум декораций. Классические и очень изящные костюмы от Луизы Спинателли, постоянной художницы по костюмам Ролана Пети.
Почему балет ставился «под вас»?
Асами Маки несколько лет размышляла над постановкой «Дамы». Но на месте своих солистов, по ее собственному признанию, все время представляла меня, мои физические данные. В постановке Асами Маки я уже танцевала на сцене Нового национального театра «Раймонду». Там же в ее редакции - «Баядерку» и «Лебединое озеро». Но «Дама с камелиями» - первый балет, который был поставлен Асами Маки специально для меня.
Как вы думаете, как будет развиваться балет в Японии?
Он уже развивается стремительно, танцовщики работают по всему миру – и как солисты, и в кордебалете. Ярких, известных имен пока нет, но танцуют они сильно, эмоционально. Труппе Нового национального театра всего десять лет – недавно праздновали юбилей. Из них семь лет я работаю с этим театром. Помню, как они начинали, и могу свидетельствовать — за это время произошел огромный сдвиг. И репертуарный, и технический. Это очень трудолюбивая труппа! Дисциплина невероятная, отрабатывают мельчайшие подробности. Я нигде в мире не видела, чтобы кордебалет стоял на сцене в линиях (скажем, акт теней в «Баядерке»), и эти линии были вдоль и поперек безупречны! Со всех ракурсов! Да, у японцев есть свои звезды. Многие из них учились в Европе, России, Украине. В Москву танцевать «Даму с камелиями» приедет только один состав— Джюн Хоригучи и Рюдзи Ямамото (Jun Horiguchi and Ryuiji Yamamoto). Вот они как раз звезды. Очень сильные танцовщики.
Расскажите про японских поклонников. Они ведь сходят с ума по вам?
Они очень теплые, преданные, открытые и раскрепощенные. Дарят цветы, игрушки, платочки. После каждого спектакля минут сорок раздаю автографы на выходе. Когда тороплюсь и прошу передать им, чтобы не ждали, все равно найдутся несколько самых преданных, которые прорвутся.
«Дама с камелиями» - это ведь типично европейская история. Насколько она оказалась близка японскому зрителю?
Знаете, премьера «Дамы» состоялась два года назад в Японии, и успех был невероятный. Я такого даже не ожидала. Несмотря на то, что история как бы сходит на «нет», и в финале нет праздника, позволяющего продемонстрировать полет души и мастерства, как, скажем, в «Дон Кихоте». Все уходит в печаль. Но овации были невероятные! А ведь японцы тонко чувствуют искусство, в страну приезжает очень много балетных трупп. Им есть, с чем сравнивать. И то, что они оценили «Даму» - это многое для меня значит. На японской публике можно проверять качество произведения.