Зрителям стоит подготовиться к мощной атаке Гоголя. В этом году писателю исполнилось 200 лет, в связи с чем столичные театры решили забросать нас первоклассными премьерами и гастролями.
Вечера
Сорочинская ярмарка превращается в Черкизовский рынок. Украинские парубки ходят в растянутых трениках и майках-алкоголичках. Ганну из «Майской ночи, или Утопленницы» насилует свекор. Свой долгосрочный проект «Гоголь. Вечера» актер, режиссер, композитор и создатель модного ныне театрального жанра саундрама Владимир Панков начал еще в 2007-м. Тогда в Центре имени Мейерхольда сыграли первую часть постановки по сборнику повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Начал как раз с «Майской ночи» - повести, которую учителя в школе советуют читать только вместе с родителями – иначе велик шанс, что мама с папой, придя с работы, обнаружат ребенка, таращащим ошалелые глаза из платяного шкафа. Что-что, а пугать нечистью Гоголь умел.
Панков с «нечистью» тоже знаком не понаслышке. Вспомним «Золотую маску», полученную им пару лет назад за спектакль «Переход». Живописные будни московского перехода — с музыкантами-инвалидами, пьянью, драчунами, торговцами, милиционерами и прочими обитателями адского столичного подземелья — были воссозданы режиссером пугающе достоверно.
Взявшись за Гоголя, Панков и его артисты предприняли экспедицию по украинским хуторам, разучили местный фольклор, накупили рушников и вышитых рубах. И, в итоге, так ловко смешали Гоголя с сегодняшними реалиями, что две части «Вечеров», показанных в Москве, вызвали прямо-таки шквал эмоций у столичных театралов. Третья часть, премьеру которой сыграют на днях в Центре имени Мейерхольда, основана на повести «Вечер накануне Ивана Купала». Нечисти в ней не меньше, чем в предыдущих двух частях, а реалий даже на порядок больше. Любителей академических постановок просят приготовиться к зашкаливающим децибелам: беречь уши зрителей Панков не любит. Его главная режиссерская «фишка» — это собственно саундрама. Особый сплав музыки и театра, в котором драматические актеры вдруг начинают петь «дикими» голосами, а оперу Чайковского, к примеру, дают исполнять горластой бабушке в цветастой косынке.
26, 27 сентября. «Гоголь. Вечера. Часть III». Центр имени Мейерхольда. Ул. Новослободская, 23. Билеты: 363-10- 48.
Сны
Что касается силы звука, то спектакли болгарского театра «Сфумато», который покажет в Москве свои «Сны о Гоголе», на первый взгляд могут показаться традиционными. Но это, конечно, не так. В 1989 году Маргарита Младенова и Иван Добчев создали свой театр как лабораторию для изучения законов творчества. Спектакли здесь ставят не по конкретной пьесе, а сразу по нескольким произведениям. Стремясь не столько рассказать сюжет, сколько приблизиться к «творческой вселенной автора».
В разные годы у театра были проекты «Чехов», «Достоевский», «Стриндберг», «Исход» (о смерти Льва Толстого и Марины Цветаевой), объехавшие полмира, но, к сожалению, не бывавшие у нас. Восполнят этот досадный пробел «Сны о Гоголе», объединившие трагические «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего» с сатирической повестью «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и комедией «Женитьба». Главным, хоть и безмолвным действующим лицом спектакля станет сам Гоголь, закутанный в знаменитую шинель и незаметно крадущийся по Невскому проспекту — символу бескрайней России, населенной призраками.
Кстати, название своего театра Добчев и Младенова позаимствовали у Леонардо да Винчи. Художник придумал особый способ писать портреты — как будто бы лица окутаны дымкой. В силу чего у зрителя возникало ощущение таинственности. Однако при всей своей таинственности «Сны о Гоголе» не лишены и юмора. Большая часть «Женитьбы», в которой женихи-соперники Подколесина являются лишь в его воображении, и сюжет про Ивана Шпоньку, которого хочет женить сварливая тетушка, играется под непрерывный хохот зала. В Москве спектакль покажут с русскими субтитрами, но они не так уж и нужны – смысл происходящего ясен и без слов.
28, 29 сентября. «Сны о Гоголе». Центр имени Мейерхольлда. Ул. Новослободская, 23. Билеты: 363-10-48
Женитьбы
Как удалось выяснить «ВД», среди других гоголевских премьер сезона —целых две «Женитьбы». И обе связаны с театрами, которыми руководит Олег Табаков. В «Табакерке» комедию поставит актер Олег Тополянский, пару лет назад попробовавший себя в режиссуре. Главных гоголевских персонажей у него сыграет Виталий Егоров (дизайнер-гей Милко из «Не родись красивой») и Яна Сексте (звезда спектакля «Сорок первый. Opus Posth»). А в МХТ имени Чехова за Гоголя возьмется известный комедийный актер Игорь Золотовицкий, решивший ради такого дела освоить профессию режиссера. Кто из актеров у него сыграет, пока остается тайной. Но ясно одно: Гоголя на этот сезон нам вроде бы хватает.